Фраттини лезет к Генпрокуратуре. В Бюро по реинтеграции считают, что ОБСЕ нечего там делать
Специальный представитель ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Франко Фраттини планирует передать в Генеральную прокуратуру РМ официальное письмо с просьбой предоставить ему информацию об уголовных делах, начатых против резидентов приднестровского региона. Итальянский дипломат заявил, что эту проблему нужно решить. В свою очередь в Бюро по реинтеграции заявили, что юридическая система и уголовные процессы не могут быть объектом переговоров в соответствии с принципом разделения властей.
«На следующей неделе офис ОБСЕ направит письмо Генеральному прокурору, в котором будут заданы вопросы о том, сколько существует на данный момент уголовных дел, по каким правонарушениям и есть ли новые уголовные дела, которые открыты позднее. Это послужит началом мониторинга, который мы будем вести вместе с Генеральной прокуратурой. Необходимо решать этот вопрос, поскольку есть прогресс в вопросе, к примеру, дубоссарских сельхозугодий. Мы также отметили и признаем те успехи, которые достигнуты Приднестровьем в сфере экономики, общественных услуг, безопасности», — заявил Фраттини по итогам встречи 10 мая с лидером сепаратистов Вадимом Красносельским.
Замглавы Бюро по реинтеграции Алин Гвидиани сообщил Deschide.MD, что уголовные процессы не могут быть объектом переговоров. Он подчеркнул, что вмешательство в юридическую систему запрещено законом и наказывается уголовным преследованием.
«Мы указали на то, что аспекты, связанные с осуществлением правосудия и правоохранительными органами не имеют отношения к мандату переговорщиков, так как существует разделение властей. Любое вмешательство (в юридическую систему) запрещено законом. За это предполагается юридическая ответственность. В законодательстве описана процедура и обстоятельства, в которых лицо освобождается от уголовной ответственности. Одна из них — примирение сторон. Есть стандартные процедуры», — сказал Гвидиани.
До сих пор Кишинев мог возбудить свыше 200 уголовных дел против представителей приднестровских «властей», а также бизнесменов и других резидентов региона. Все дела, как утверждает приднестровская пресса, были возбуждены по политическим мотивам. Уголовные дела, в первую очередь, были возбуждены против военных и представителей силовых структур. Им вменяется присвоение полномочий.
Алин Гвидиани заявил, что определение «уголовные дела, открытые по политическим мотивам» придумано в Тирасполе. По его словам, Конституция обязывает государство защищать права и свободы всех граждан. Вместе с тем, если гражданам не обеспечивается право на справедливое правосудие, например, пострадавшей стороны, то государство Республика Молдова может ответить за это перед ЕСПЧ. «Они (уголовные дела, открытые по политическим мотивам) придуманы в Тирасполе. У нас специфическая ситуация: есть регион, который не контролируется конституционными властями. Там существуют структуры, которые берут на себя полномочия, не прописанные в законе. Мы пытаемся использовать дипломатические сообщения, но реальность такова, что нужно остановить нарушение прав и свобод граждан. У нас есть дела в ЕСПЧ, в которых фигурируют власти Республики Молдова и Российской Федерации. Каждый раз мы должны доказывать, что мы сделали, чтобы защитить и гарантировать соблюдение прав человека», — отметил замглавы Бюро по реинтеграции.
В Генеральной прокуратуре сообщили, что ещё не получили письмо Франко Фраттини.
Тема уголовных дел стала приоритетной для приднестровских «властей» в 2019 году. Решение этого вопроса, столь важное для сепаратистского режима, может стать ещё одной уступкой со стороны Кишинева. Напомним, после подписания «Берлинского протокола» Кишинев предоставил жителям региона возможность участвовать в международном движении при условии использования нейтральных номеров, а также согласился на апостилирование дипломов, выданных местным университетом. Все это произошло при посредничестве Франко Фраттини. В свою очередь Тирасполь ответил на шаги Кишинева указом о том, что село Варница временно находится под контролем конституционных властей РМ. Недавно это решение было аннулировано. Кроме того, сепаратистские власти ввели пошли для автомобилей с правого берега Днестра.