ЭКСКЛЮЗИВНО Секретный чат Управления специальных операций МВД // Как следили за оппозицией и журналистами в политический кризис июня 2019 года
Об Управлении специальных операций МВД много говорят и пишут, но пока очень мало свидетельств противоправной деятельности этой структуры. DESCHIDE.MD представляет ниже доказательства злоупотреблений и действий политической полиции, предпринятых этой структурой против оппозиции и неудобных журналистов. В разгар политического кризиса июня 2019 года, когда политические силы в Кишиневе обсуждали формирование парламентского большинства или добивались досрочных выборов, сотрудники Управления УСО № 5 (Управление специальных операций) внимательно следили за политическими событиями, точнее, сообщали о любых действиях тогдашних представителей оппозиции ПДС и Платформы DA, доводили сведения до главы УСО Валериу Кожокару. Куда передавалась информация, полученная УСО от Валериу Кожокару, остается только догадываться, учитывая тот факт, что все МВД было подчинено Плахотнюку.
Репортерам Deschide.MD прислали разговоры из секретного чата офицеров УСО, из которого мы можем видеть, как сотрудники Управления № 5 (считающегося «политической полицией» следят за неугодными политиками, журналистами, бизнесменами и представителями гражданского общества – прим. ред.) - выполняя слежку за депутатами ДА-ПДС, за акцией протеста группы ветеранов перед штабом ПДС 6 июня, а также за ходом переговоров ACUM-ПСРМ в ночь на 7 июня.
Делегацию депутатов ПДС во главе с Майей Санду сопровождали офицеры УСО, когда они шли от парламента к зданию администрации президента после отказа ПСРМ явиться на переговоры «о разблокировании политической ситуации и недопущении досрочных выборов». После неудачной попытки прийти к общему знаменателю с Игорем Додоном представители ПДС вернулись в парламент, где ждали обсуждения социалистов.
«Майя Санду, Игорь Гросу и Серджиу Литвиненко покинули здание администрации президента. Дают интервью "..." Идут в парламент"
«Майя Санду, Игорь Гросу и Серджиу Литвиненко покинули здание администрации президента. Дают интервью "..." Идут в парламент"
Глава УСО Валериу Кожокару был проинформирован обо всех действиях Майи Санду и тех, кто входил в постоянное бюро ПДС.
В тот же день Конституционный суд рассмотрел обращение относительно толкования некоторых статей Конституции относительно срока формирования правительства. Этим решением Высокий суд объявил, что 7 июня - последний день, когда может быть сформировано правительство, в противном случае парламент будет распущен.
«Мы следим за офисом КС», - написал Кожокару сотрудникам УСО.
«Пресса вошла в КС» ... «Сырбу вошел в КС», - сообщили начальнику УСО подчиненные.
В какой-то момент Дорин Дамир проник на территорию Конституционного суда.
«Дамир заехал на территорию КС».
Между тем, несколько человек собрались у парламента в поддержку ДПМ во главе с Владом Плахотнюком.
«Около 100 человек подходят к парламенту»
Затем полиция оцепила кордон перед зданием парламента. С одной стороны были протестующие, а с противоположной - депутаты ПДС и Платформы DA, которые все еще ждали, когда ПСРМ обсудит, как избежать политического кризиса.
«Наталья Морарь немного вспотела. Переживает»
Впоследствии сотрудники УСО сообщили своему начальнику о приезде вечером 7 июня делегации ПСРМ в парламент.
"Конкретно кто пришел?" - спросил Кожокару.
«Ион Чебан, Влад Батрынча и еще один человек», - ответили офицеры.
Кожокару также поддержал своих сотрудников: «Братья, я знаю, что это сложно. Мы верим, что судьба страны решается. Держимся».
Офицеры УСО объявили Кожокару, что ПСРМ покинула парламент после обсуждений, а депутаты ПДС и Платформы DA делают заявления для журналистов.
«Мы все на позициях до 24-00», - написал шеф УСО.
Спустя несколько дней, после того как Блоку ACUM и ПСРМ удалось избрать руководство парламента, и Майя Санду была назначена премьер-министром, Кожокару попросил своих подчиненных массово распространить пост Георгия Кавкалюка, в котором заместитель начальника ГИП обвиняет лидера Платформы DA Андрея Нэстасе в манипуляциях и дезинформации.
"Привет коллеги! Распространяем массово, это очень важно», - написал он.
Напомним, что в прошлом месяце сотрудники СИБ вместе с прокурорами провели несколько обысков в рамках уголовного дела, расследуемого по статьям «злоупотребление служебным положением», «хищение государственного имущества», «незаконное пересечение государственной границы», «раскрытие государственной тайны», но также «подделка публичных документов» в бывшем Управлении № 5 (Управление специальных операций НУР МВД). Операция привела к задержанию бывшего начальника отдела, нынешнего главы ИП Валериу Кожокару, его зятя, который был главой отдела К УСО Иона Кожокару, а также президента FEA Дорина Дамира.
Валериу Кожокару также является офицером, который со временем стал участником нескольких скандалов, помимо бывшего и.о.директора ГИП Горге Кавкалюка. Он возглавил УСО, должность, которую ранее занимал Кавкалюк, сразу после того, как последний был повышен в должности и назначен заместителем главы ГИП. После этой даты стали появляться результаты, точнее 17 декабря 2015 года, бывший министр внутренних дел Олег Балан и уже глава ГИП Георгий Кавкалюк наградили четырех офицеров, в том числе Кожокару, за участие в операции идентификации и задержания так называемой «террористической группы из Бельц», что на самом деле является типичной постановкой Кавкалюка.
Еще одна деталь - Кожокару покинул пост главы УСО в тот же день, когда Георгий Кавкалюк ушел с руководства ГИП.
В 2019 году, когда Андрей Нэстасе стал министром внутренних дел, Управление специальных операций Национальной следственной инспекции было ликвидировано. Бывший министр в то время, утверждая, что это подразделение является политической полицией, отвечал за слежку за журналистами, политиками, судьями и часто применял принудительные меры.
Явно раздраженный, с реакцией выступил Кавкалюк, который раскритиковал решение Нэстасе, заявив, что УСО - это «элитное» подразделение Министерства внутренних дел, которое «прошло через огонь и воду, и медные трубы, но защищало интересы государства, граждан и эффективно боролось с организованной преступностью».