Электоральные уловки в АТО Гагаузия. Как кандидаты борются за места в Народном собрании
История, похожая на гоголевские «Мертвые души», сейчас происходит в Гагаузии: будущий кандидат в законодательное собрание автономного округа регистрирует своих сотрудников в нежилом доме в селе Буджак, округе, от которого он намеревается баллотироваться на выборах. Хотя в этом здании зарегистрированы сотни человек, никто из них там не проживает. Расчет идет на голоса, которые получит архитектор схемы на выборах в Народное собрание.
В офисе примарии села Буджак, что в 6 км от Комрата, административного центра АТО Гагаузия, мы беседуем с председателем Народного Собрания Владимиром Кысса и примаром села Николаем Дудогло. Оба очень недовольны - Александр Кендигелян, предприниматель из Комрата, зарегистрировал более 350 человек в многоквартирном доме типа «хрущевка» в поселке Буджак.
Пятиэтажный дом расположен у въезда в село, отремонтирован и выкрашен в розовый цвет, он контрастирует с другими соседними полуразрушенными советскими постройками, создающими зловещий пейзаж гетто. В здании, в котором Кендигелян зарегистрировал своих сотрудников, установлены стеклопакеты на окнах, новая крыша, однако оно всё ещё огорожено проволочным забором, и, по всей видимости, все еще нежилое - строительные работы еще идут полным ходом.
Собеседники говорят, что в этом доме 20 лет никто не жил, а вот два месяца назад началась массовая регистрация людей в отремонтированной хрущевке. Это делается для того, чтобы эти люди проголосовали на выборах в Народное собрание за своего лидера, Александра Кендигеляна.
«В этом здании он собирает сборную Гагаузии. Есть люди из Томая, где у него коровник, люди из Кирсово, Комрата, где у него молочная фабрика», отмечают они.
Поскольку выборы в Народное собрание проходят по одномандатным округам, Владимир Кысса и Александр Кендигелян скорее всего будут баллотироваться в одномандатном округе №15 (Буджак), где они уже схлестнулись в 2012 году.
«В селе есть люди, которые не прожили здесь и часа! И они будут решать, кто будет избран в Народное собрание от этого округа!», - недовольно говорит Кысса.
Он считает, что Кендигелян отремонтировал здание только для того, чтобы зарегистрировать там людей, которые будут голосовать за его кандидатуру, однако, добавляет действующий спикер НСГ, действия Кендигеляна не являются незаконными. Временная регистрация человека в квартире не является незаконной. Зарегистрированные лица даже не обязаны оформлять новые документы, потому что штамп с регистрацией на временное проживание ставится в приложение к удостоверению личности. Затем, после процедуры голосования, человек подает заявление в реестр и восстанавливается на прежнем месте жительства.
Идем к розовому зданию, которое охраняют собаки и охрана. Последние возмущены тем, что мы фотографируем розовую хрущевку: «Почему вы не фотографируете этот дом?», - спрашивает одетый в пуховик охранник и указывает на хрущевку, в которой в некоторых квартирах разбиты окна, а на балконах других свисает на проволоке свежевыстиранная одежда.
Из одного из домов гетто выходит 50-летний мужчина с выражением лица, говорящим о том, что у него много забот. Он подтверждает нам, что электорат Кендигеляна прописан в хрущевке.
Николай Дудогло, примар села Буджак
По дороге в село Томай мы останавливаемся на молочной фабрике, чтобы найти г-на Кендигеляна, но в бухгалтерии выясняем, что его нет в стране и что мы можем оставить номер телефона и сообщить о проблеме, которая нас интересует. Едем в Томай по грязной дороге, звоним главе ЦИК Гагаузии, чтобы договориться о встрече. Иван Комур, действующий глава ЦИК в Комрате, выслушав интересующий нас вопрос - законности действий Кендигеляна, но говорит, что не имеет никакого отношения ко всей этой истории с регистрацией и кладет трубку.
В Томае нас встретил примар села Федор Топчу. Топчу сообщает, что он получил из Регистра 75 листов с 75 именами жителей Томая, которые получили временную регистрацию в селе Буджак.
«Для меня это шок! Эти люди снимаются с учета у меня и регистрируются в другом селе! Таким образом, я должен вычеркнуть их из всех списков как гагаузских, так и общенациональных социальных программ», - говорит Федор Топчу.
Федор Топчу, примар Томая
Примар собрал всех 75 человек в Доме культуры, чтобы узнать, почему они снялись с регистрации. Александр Кендигелян тоже приехал на эту встречу.
«Он пытался убедить меня, что это временная мера, но я сказал ему, что меня не интересуют политические махинации. Но из-за них я теряю финансирование на этих людей, которые живут здесь, но прописаны в другом селе», - говорит Топчу.
Кендигелян якобы сказал Топчу, что в этой схеме нет ничего противозаконного, что никто не может запретить кому-либо менять место регистрации. Основная причина, по которой люди согласились поменять место регистрации, заключается в том, что все они являются сотрудниками компаний Кендигеляна и им якобы угрожали увольнением, говорит Топчу. Им также обещали по тысяче леев каждому, которые они получат после того, как проголосуют на выборах в Народное собрание весной этого года.
После разговора с этими 75-ю, 10 вернулись на регистрацию в Томай.
Также, заинтересовалась прокуратура Комрата и обратилась с запросом списка тех, кто сменил место регистрации, чтобы вызвать их для допроса. Между тем, один из 75 человек умер от коронавируса. Родственникам пришлось преодолевать большие расстояния, чтобы получить свидетельство о смерти. Федор Топчу также сказал сельчанам: «Вот что происходит, когда вы меняете место регистрации - бюрократические проблемы!».
Мы позвонили Александру Кендигеляну, чтобы узнать его мнение по этому поводу. Во-первых, говорит он, это здание ему не принадлежит. Мы сообщили ему, что заявления принадлежат Владимиру Кыссе, на что Кендигелян сказал, что не знает такого и уточнил – Кысса это председатель Народного собрания?
Мы говорим ему, что и Федор Топчу выступает с подобными заявлениями. Кендигелеан отвечает, что не знает, кто «этот Топчу», и записывает его имя и должность. В конце Кендигелеан говорит, что все это клевета, и что он подаст в суд на тех, кто ее распространяет.
«Я никогда не говорил, что буду баллотироваться. Как я могу там регистрировать людей. Я владелец этого здания? Только владелец может там регистрировать. Как я могу взять человека и зарегистрировать его где-нибудь против его воли? Это незаконно! Если эти товарищи утверждают, что я поступаю так, я подам на них в суд за клевету и посягательство на человеческое достоинство!», - сказал Кендигелян.
На сегодняшний день, Александр Кендигелян является членом политической партии «Партия коллективного действия – Гражданский конгресс», возглавляемой Марком Ткачуком и Юрием Мунтяном. От этой партии он, скорее всего, будет участвовать в выборах в Народное собрание.