Десятки тысяч убитых горем и разгневанных израильтян вышли на улицы в воскресенье вечером после того, как в Газе были найдены мертвыми еще шесть заложников, скандируя «Сейчас! Сейчас!" и требуют от премьер-министра Биньямина Нетаньяху заключить соглашение о прекращении огня с ХАМАС, чтобы вернуть пленников домой, сообщают AP и News.ro.

Массовая демонстрация оказалась крупнейшим протестом такого рода за последние 11 месяцев войны, и протестующие заявили, что это похоже на возможный поворотный момент, хотя страна глубоко разделена.

Крупнейший профсоюз Израиля, Гистадрут, оказал дальнейшее давление на правительство, объявив в понедельник всеобщую забастовку, первую после нападения ХАМАС 7 октября, которое спровоцировало войну. Его цель — закрыть или разрушить основные сектора экономики, включая банковское дело, здравоохранение и главный аэропорт страны.

Переговоры о прекращении огня тянутся уже несколько месяцев. Многие обвиняют Нетаньяху в том, что он не смог достичь соглашения, и опросы общественного мнения показывают, что большинство израильтян одобряют это соглашение. Но премьер-министр также пользуется значительной поддержкой своей стратегии «полной победы» над Хамасом, даже если со сделкой по заложникам придется подождать.

Тысячи людей, некоторые из них плакали, собрались перед офисом Нетаньяху в Иерусалиме в воскресенье вечером. В Тель-Авиве родственники заложников прошли маршем с гробами, символизируя печальный исход.

«Мы искренне верим, что правительство принимает эти решения ради собственной безопасности, а не ради жизни заложников, и мы должны сказать им: «Стоп!»», — сказала Шломит Хакоэн, жительница Тель-Авива.

Трое из шести найденных мертвыми заложников, в том числе американец израильского происхождения, должны были быть освобождены на первом этапе предложенного соглашения о прекращении огня, обсуждавшегося в июле, и это только усилило чувство гнева и разочарования среди протестующих.

«Нет ничего хуже, чем знать, что их можно было спасти», — сказала Дана Лутали. «Иногда требуется что-то настолько ужасное, чтобы встряхнуть людей и вывести их на улицу».

Армия заявила, что все шесть заложников были убиты незадолго до прибытия израильских войск. «Любой, кто убивает заложников, не хочет соглашения», — заявил Нетаньяху, обвинив военизированную группировку ХАМАС в тупике переговоров.

Одним из заложников был 23-летний американец израильского происхождения Херш Голдберг-Полин из Беркли, штат Калифорния, который во время нападения потерял часть левой руки в результате попадания гранаты. В апреле опубликованное ХАМАСом видео показало его живым, что спровоцировало новые протесты в Израиле.

Военные опознали остальных как Ори Данино, 25 лет; Иден Йерушалми, 24 года; Альмог Саруси, 27 лет; Александр Лобанов, 33 года; и Кармель Гат, 40 лет.

Министерство здравоохранения Израиля заявило, что вскрытие установило, что заложники были застрелены с близкого расстояния и умерли в четверг или пятницу. Армия сообщила, что тела были обнаружены в туннеле в городе Рафах на юге сектора Газа, примерно в одном километре (полмиле) от того места, где на прошлой неделе был спасен живым еще один заложник.

Подполковник Надав Шошани, представитель армии, заявил, что израильские силы обнаружили тела на глубине нескольких десятков метров под землей во время «продолжающихся боевых действий», но в самом туннеле перестрелки не было. Он заявил, что нет никаких сомнений в том, что их убил ХАМАС.

ХАМАС предложил освободить заложников в обмен на прекращение войны, вывод израильских войск из сектора Газа и освобождение большого количества палестинских заключенных, в том числе высокопоставленных боевиков.

Иззат аль-Ришк, высокопоставленный представитель ХАМАСа, заявил, что заложники были бы еще живы, если бы Израиль принял предложение о прекращении огня, поддержанное США, которое, по словам ХАМАСа, оно приняло в июле.

Нетаньяху пообещал продолжать борьбу до тех пор, пока ХАМАС не будет уничтожен.

Высокопоставленные представители службы безопасности говорят, что интенсивное давление на ХАМАС создало благоприятные условия для соглашения о прекращении огня. Военные, отметив сложность спасательных операций, признали, что соглашение было единственным способом безопасно вернуть домой большое количество заложников.

Но критики обвинили премьер-министра в том, что он ставит свои личные интересы выше интересов заложников. Окончание войны, вероятно, приведет к расследованию неудач его правительства в терактах 7 октября, падении правительства и досрочным выборам.

Некоторые аналитики считают, что общественный резонанс по поводу шести погибших заложников может сигнализировать о новом уровне политического давления на Нетаньяху.

«Я думаю, что это землетрясение. Это не просто еще один шаг в войне», — заявила Номи Бар-Яаков, ассоциированный член Программы международной безопасности в Чатем-Хаусе, незадолго до воскресных протестов.

Разногласия также были выявлены внутри правительства. Высокопоставленные военные и представители сил безопасности, в том числе министр обороны Йоав Галлант, предупредили, что время истекает.

Израильский канал 12 сообщил, что Нетаньяху столкнулся с Галлантом на заседании кабинета министров безопасности в четверг, который обвинил его в том, что он отдал приоритет контролю над стратегическим коридором вдоль границы между сектором Газа и Египтом - основным камнем преткновения в переговорах - в ущерб жизням людей.

Израильский чиновник подтвердил эту информацию и сообщил, что трое заложников - Гольдберг-Полин, Йерушалми и Гат - должны были быть освобождены на первом этапе предложенного соглашения о прекращении огня, обсуждавшегося в июле. Чиновник не был уполномочен информировать СМИ о ходе переговоров и говорил на условиях анонимности.

«От имени Государства Израиль я бережно храню их семьи и прошу у них прощения», — заявил Галлант в воскресенье. Заседание кабинета министров состоялось в воскресенье вечером.

Форум семей заложников призвал к «полному закрытию страны» для достижения прекращения огня и освобождения заложников.

Даже массовое проявление гнева не станет немедленной угрозой Нетаньяху или его крайне правому правительству. Оно по-прежнему контролирует большинство в парламенте. Но он также поддался давлению общественности. В прошлом году всеобщая забастовка помогла отсрочить спорную реформу судебной системы.