Генеральный примар мун Кишинэу Дорин Киртоакэ, обвиненный в пассивной коррупции и извлечении прибыли из влияния, обвиняет Прокуратуру по противодействию коррупции в нарушении уголовных процедур в процессе расследования его уголовного дела. Градоначальник обратился с соответствующим письмом в адрес многочисленных международных организаций, в котором объясняет собственную невиновность. Между тем, две крупные европейские политические семьи PPE и ALDE подписали совместную декларацию, в которой данное дело расценивается как политическое. Deschide.MD попытался узнать подробности государственного обвинения, о которых рассуждает Дорин Киртоакэ. Глава Прокуратуры по противодействию коррупции (ППК) Виорел Морарь, поясняет, что некоторые процедурные моменты были «преодолены» потому что сторона защиты градоначальника пытается намеренно затянуть рассмотрение уголовного дела. Помимо этого Виорел Морарь заверил, что судебные заседания по делу Киртоакэ будут открытыми, а также, высказывает собственное мнение по поводу политического давления, делающего из Киртоакэ жертву избирательного правосудия.


Виорел Морарь: До того, как я начну отвечать на Ваши вопросы, я бы хотел подчеркнуть, что лица, обвиняемые прокурорами занимающимися противодействию коррупции, по делу о платном кишиневском паркинге, находятся под защитой статуса, именуемого «презумпция невиновности». Вследствие чего, лицо, обвиняемое в совершении преступления, изначально не является виновным, пока это не будет установлено окончательным решением судебного органа, в результате открытого судебного процесса, в ходе которого будут обеспечены все гарантии по обеспечению защиты обвиняемого.

Исходя из озвученных принципов, я, до настоящего момента, избегал ответа на вопросы связанные с этим делом. Сегодня, когда мы столкнулись лицом к лицу с невероятным политическим давлением, я считают необходимым предоставить общественности некоторые пояснения, способные внести ясность в фактическое состояние дел по данному вопросу.


- Дорин Киртоакэ заявляет, что он не сумел полностью ознакомиться с  материалами собственного уголовного дела, потому что сотрудники ППК направили его в суд, а затем ушли в отпуска, забыв предупредить об этом адвокатов его защиты. Насколько данное утверждение соответствует действительности.

- Обвиняемому и стороне его защиты было предоставлено 4 сутокр для ознакомления с материалами уголовного дела. Более того, за первый день ознакомления с делом, обвиняемый вместе со своим адвокатом сфотографировали уголовное дело, как говорится, от корки до корки. В данном случае, можно смело заявлять о том, что в наличие у обвиняемой стороны и ее защиты имеется цифровая версия материалов дела, что подтверждается их подписями, заверившими протокол предоставления материалов для ознакомления.

Необходимо уточнить, что уголовное дело состоит из 3-х томов: первый том содержит 250 листов, второй – 248, а третий – 224 листа.

 

- Дорин Киртоакэ также утверждает о том, что было нарушено его право на просмотр видеоматериалов, в которых содержатся заявления свидетеле проходящих по его делу, а также и права на формулировку вопросов, опротестовываний, перед тем как дело было передано в суд. Что Вы можете возразить на данные факты приведенные Киртоакэ?

- Как мне уже приходилось объяснять и прокурору, занимающемуся данным делом, сторона защиты предприняла попытку затянуть процедуру ознакомления с уголовным делом. 20 и 21 июля 2017 года, ведущий данное дело прокурор обеспечил сторону необходимой техникой для ознакомления с видеоматериалами перекрестного допроса, и заслушивания других обвиняемых, однако, как сам обвиняемый Киртоакэ, так и его защитники отказались от просмотра этих видеоматериалов, мотивируя собственный поступок незавершенностью процесса ознакомления с материалами уголовного дела. Более того, была оглашена причина, состоявшая в том, что адвокаты стороны защиты были задействованы в других делах, и что их возможности ознакомления с делом ограничены лишь несколькими часами в день, одновременно был предоставлен отказ от ознакомления с материалами дела после 17,00, мотивируя отказ длительностью рабочего дня, предел которого составляет 17 часов вечера. Сторона защиты отказалась от ознакомления с материалами уголовного дела в ходе субботы или воскресенья.

- Подчеркиваю, в соответствии со статьей 351, пунктом 6, УПК РМ, в случае, передачи в судебные органы материалов уголовного дела, без ознакомления, обвиняемого с их содержанием, и без получения копии обвинительного заключения, а в ходе предварительных слушаний обвиняемый присутствовал, суд принимает решение об исполнении данных мер сотрудниками прокуратуры. Вследствие этого, если сторона защиты считает необходимым получить дополнительное время для ознакомления с материалами дела, суд вправе определить дополнительный срок для изучения материалов уголовного дела.

 

- Генеральный примар Кишинева заявляет о том, что прокуратура была в курсе подтасовки результатов тендера еще с лета 2015 года, а сам факт невмешательства со стороны сотрудников прокуратуры, для воспрепятствования данному процессу является не чем иным, как соучастием в преступлении. Как вы прокомментируете это заявление?

- В первую очередь, во время открытия указанного уголовного дела, прокуратура основывалась на обоснованном подозрении, в отношении совершения противоправного действия (подтасовка результатов тендера). В ходе следствия, было собрано достаточное количество уникальных доказательств, которые позволили установить круг соучастников дела, их вину и обстоятельства совершения преступления.

Во-вторых, лица, причастные в противоправную деятельность вменяемую им в вину, могли с легкостью отказаться от совершенных поступков, ввиду чего могли бы быть освобождены от уголовной ответственности, в соответствии со статьей 56 УК РМ.

В-третьих, органы уголовного преследования следили за действиями лиц причастными к данному преступлению, с целью подтверждения либо исключения обоснованного подозрения причастности к преступлению, но не призывало и не наставало на действиях вовлеченных лиц.

Для того, чтобы предотвратить преступление, необходимо точно знать, что данное преступление находится на стадии подготовки, либо иметь полную уверенность в том, что оно будет совершено.

 

- Объясните, пожалуйста, какую доказательную ценность имеет фотография с кошкой? 

- Поясняю. Фотография с кошкой, доказывает связь между мэром города и посредником из Германии, на чье имя была открыта частная компания, которой принадлежало 26% акций компании, победившей в тендере на распоряжение платными парковками, расположенными на территории мун. Кишинэу. Фото Дорина Киртоакэ с кошкой было сделано в 2014 году, в ФРГ, на дому у посредника, на имя которого были фиктивно зарегистрированы акции компании, которые фактически принадлежат столичному мэру и его подчиненному.

 

- Дори Киртоакэ говорит о том, что ему запретили придавать огласке материалы дела, если это утверждение соответствует действительности, то каковы причины данного запрета?

- Прокуроры, курирующие его уголовное дело запретили как самому обвиняемому, так и его защитнику распространять данные дела, и не придавать огласке его материалы, ввиду следующих объективных причин: во-первых – в нем находятся материалы, содержащие информацию личного характера, касающуюся лишь свидетелей, и во-вторых, гласность в отдельных случаях, касающихся доказательств дела,  может привести к введению  в заблуждение общественного мнения и изменению реального хода некоторых событий.

 

- Либеральная партия настаивает на гласности во время судебных заседаний  по делу Дорина Киртоакэ. Насколько это реально?

- Судебные заседания, связанные с делом генерального примара Кишинева будут открытыми. Прокуроры не станут требовать рассмотрения  дела за закрытыми дверями. В этом наши позиции совпадают.

 

- Кишиневский мэр направил несколько посланий в адрес европейских и американских институтов, аккредитованных в Молдове, посредством которых он аргументирует собственную невиновность. Не могли бы Вы проинформировать нас, кто из иностранных представителей интересовался данным делом?

- Прокуратура по Противодействию Коррупции всегда открыта для предоставления необходимой информации для партнеров по развитию, однако, в пределах того, сколько этого позволяет действующее уголовно-процессуальное законодательство. Более того, я хотел бы призвать представителей иностранных организаций, обратиться к нам за информацией, особенно полезно это будет сделать,  для последующих публичных высказываний и выступлений, на тему уголовного дела, не имеющего окончательного судебного решения. Подчеркиваю, к данному делу проявляли интерес представители Департамента по расследованию мошенничеств, Генерального инспектората Европейского Инвестиционного Банка.

 

- К вопросу о публикациях на страницах Фэйсбук, осуществляемые обвиняемым Киртоакэ, без указания на то, что они сделаны его адвокатами. Это не является нарушением правил домашнего ареста?

- Судебная инстанция не вынесла определения, запрещающего Киртоакэ размещать посты в виртуальном пространстве. Исходя из этого, действия обвиняемого не могут классифицироваться как нарушение ограничений, связанных с нахождением под домашним арестом. Напротив, это является осуществлением права на свободу выражения собственного мнения и собственной позиции.

 

- Две крупнейшие семьи европейских партий PPE и ALDE подписали совместную декларацию, в которой они обвиняют молдавские власти в применении избирательного правосудия, в случае связанном с делом Дорина Киртоакэ. Как бы Вы прокомментировали это заявление?

- Я стараюсь не комментировать политические заявления. Однако, людям, которые говорят о «запугивании и давлении на оппонентов проевропейской политики» я бы посоветовал вспомнить тот факт, что задержание генерального примара столицы Молдовы состоялось в то время, когда партия, вице-председателем которой он является, находилась в составе правящей коалиции. Приходится сожалеть о существовании подобного рода заявлений, происходящих без полноценной осведомленности с реальной ситуацией и позицией противоположной стороны.  

Подобное сожаление я бы хотел высказать и в адрес лиц, обвиняющих нас в избирательности правосудия. Лиц, которые не принимают во внимание и не подвергают обсуждению другие резонансные дела, находящиеся на рассмотрении Прокуратуры по Противодействию Коррупции, как то дело бывшего министра с/х и продовольствия, уже направленное в суд; либо дело экс-председателя Криулянского райсовета, находящегося на финальной стадии следствия.

Анализ дел находящихся на стадии расследования ППК в большинстве своем демонстрирует беспристрастность сотрудников прокуратуры и равноправие всех граждан перед лицом закона, вне зависимости от политического спектра, которому они благоволят либо причисляют себя. В данном случае необходимо лишь желание осуществить данный анализ.

К тем, кто заявляет о своей приверженности проевропейским ценностям и  справедливого правосудия, у меня имеется еще один серьезный вопрос: насколько позитивными и результативными в борьбе с коррупцией могут оказаться необоснованные заявления, порочащие государственный орган, который  осуществляет борьбу с этим преступным  явлением?.. Ввиду отсутствия единогласно признанных, в ходе изучения и осмысления дела, аргументов и фактов, вне зависимости от его предмета, подобный подход способен привести к утопическим выводам.