В конце августа минувшего года украинский портал korrespondent.net опубликовал информацию о задержанном на территории Харьковской области гражданине Молдовы, находившемся в розыске за убийство офицера национальной полиции. В публикации отмечалось, что на данный момент сторонами решается вопрос об экстрадиции преступника.

С тех пор минуло более полугода, однако, судя по сложившейся ситуации, молдавские правоохранительные органы не торопят украинские власти с выдачей арестанта.

Журналисты портала Deschide.MD провели собственное расследование и попытались выяснить все подробности данного дела, включая возможный ответ на вопрос о том, кто заинтересован оставить беглого убийцу безнаказанным.

Согласно сообщению пресс-центра Службы Безопасности Украины, уроженца автономно-территориального образования Гагауз-Йери, обнаружили в одном из сел Харьковщины, где он скрывался по поддельному украинскому паспорту в течение почти двух десятков лет и довольно успешно занимался фермерством.

Для того что бы понять, что сподвигло Камильчу Дмитрия кинуться в бега и достаточно долго скрываться под чужой фамилией, нам необходимо перенестись на время в лихие 90-е.

Как известно, в те годы в Молдове царила власть криминала. Жители страны не знали фамилий участкового и с трудом «догадывались» о местонахождении ближайшего опорного пункта. Зато им было доподлинно известно, кто из «авторитетов» «крышует» их квартал, кому из «воров в законе» "отписан" тот или иной регион, и на чье имя «следует подать жалобу» на творящийся «беспредел», так характерный описываемым событиям.

Одним из таких «человечков» в Комрате был Петр Градинар, по кличке «Ряга». Кроме внушительного шлейфа собственных «чудес», которыми он успел «прославиться», Ряга занимал на тот момент особое место в криминальной касте региона: он «служил» «главным положенцем юга», наделенным полномочиями сбора и распоряжения деньгами бандитского «общака». Говорят, что на эту должность его «благословил вор в законе» по кличке «Малхаз», а общегодовой доход кассы, по непроверенным данным, превышал полмиллиона долларов.

В те времена, главой криминальной полиции в Комрате и, одновременно, заместителем местного шерифа, служил майор Виктор Димчогло. По рассказам сослуживцев и местных жителей, знавших его не понаслышке, это был образцовый офицер и человек редкой порядочности, чем, в общем-то, и снискал особое уважение коллег, непререкаемый авторитет у населения, а также четко обозначившуюся ненависть местного криминалитета.

В силу служебных обязанностей, а также особых обстоятельств, нашим «визави» приходилось неоднократно пересекаться. Как Вы догадываетесь, встречи эти были не самые «трогательные», а исход одной из них послужил как для самих антагонистов, так и для многих участников данного дела точкой невозврата.

Сентябрьским вечером 1995 года, вместе с одним из сотрудников полиции, майор  Димчогло проводил очередной рейд по Комрату, в результате которого судьба вновь свела его с «положенцем» Градинаром и его подельниками, братьями Дмитрием и Георгием Камильчу.

Доподлинно неизвестно, что послужило поводом для инцидента, но разговор на «повышенных тонах» продолжался недолго. После чего, согласно предположениям источников, майору «забили стрелку» у городского автовокзала. С этой встречи он не вернулся…

Субботним утром в «Ферапонтьевском лесу» местная детвора натолкнулась на выгоревший дотла красный служебный «жигуленок».

Согласно материалам дела, в ту ночь упомянутые "передовики криминального фронта" избили Виктора Димчогло, вывезли в лесопосадку и, заперев в багажнике служебного авто, сожгли заживо.

Сложно передать моральное состояние внезапно овдовевшей матери троих малолетних детей Ольги Димчогло. Младшей дочери погибшего на тот момент едва исполнилось 8 месяцев. Но, несмотря на боль утраты и горечь от случившегося, Ольга нашла в себе силы и объявила войну убийцам супруга.

Дело получилось резонансное. Невзирая на всю очевидность, внушительные объемы доказательств, показания свидетелей и почти пять лет следственных действий и судебных разбирательств, коллегия Кишиневского Трибунала под председательством судьи Бренича, а затем и Мадан, оправдала всех троих.

Злые языки поговаривают, что криминальная касса на тот момент «похудела» на 180 тысяч долларов. Деньжищи по тем временам просто фантастические. Для сравнения, открытие в Кишиневе производства мороженного обошлось одному из тогдашних бизнесменов в девять раз дешевле. Так это или нет, мы утверждать не беремся, ввиду отсутствия доказательств. Факт на лицо: убийц признали невиновными и отпустили на все четыре стороны.

Несмотря на поражение, жена погибшего офицера решила идти ва-банк и, спустя 4 месяца, вместе с представителем государственного обвинения оспорила судебный вердикт в Апелляционной Палате Молдовы.

Сложно сказать, что повлияло на решение судей: настроения в полицейской среде, общественный резонанс дела, решимость заявителя, а может совесть, которую мы так часто игнорируем, говоря о судьях, но, на сей раз правда действительно восторжествовала, правда, в отношении лишь одного из соучастников - Камильчу Георгия.

Дело в том, что во время следствия в Комрате в ходе одной из криминальных разборок тот самый  "положенец» Петр Градинар, был убит в перестрелке. Криминалисты насчитали в кузове его джипа около 30 отверстий от пуль «калашникова». Таким образом, избежав приговора суда земного, он, вероятнее всего, пересел на скамью подсудимых в иной, более независимой инстанции.

Младший брат Камильчу - Георгий - сбежал почти за 3,000 км, в столицу Республики Коми - город Сыктывкар. Однако, благодаря бдительности граждан и оперативности работников местной милиции, был задержан в одном из местных баров, после того, как, потеряв всякую осторожность, похвастался, что завалил молдавского «мента».

Георгия арестовали и этапировали на Родину. Говорят, он чудом избежал пожизненного заключения и ныне отбывает свой 20-летний срок на Прункуле, где соседи по несчастью «ласково» называют его «отморозком».

Судьба старшего, Камильчу Дмитрия, оставшегося на свободе, оказалась самой интересной. Как и младший, Дмитрий бросился в бега. Пунктом назначения, стала Харьковская область Украины, где, по поддельным документам, он «превратился» в местного, преуспевающего фермера. Несмотря на максимально приложенные старания, спустя почти 18 лет, Дмитрий все же был разоблачен и арестован. Это тот самый арестант, наш старый знакомый, ожидающий полгода решения об экстрадиции.

Согласно имеющейся информации, Служба Безопасности Украины отправила запрос на дальнейшие действия молдавской стороне. В свою очередь источники в прокуратуре гагаузской автономии сообщили, что решение вопроса об экстрадиции беглого преступника находится в плоскости компетенций Министерства юстиции, пресс-служба которого однозначно подтвердила данный факт.

В сообщении ведомства, адресованном порталу DESCHIDE.MD, подчеркивается, что в процессе рассмотрения запроса, минюст обратился в Апелляционную палату Кишинева и ряд других департаментов на предмет получения исчерпывающей информации по делу. Однако, министерство отказалось от экстрадиции, ввиду того, что АП Кишинева предоставила справку, указывающую, что, согласно приговору Кишиневского трибунала (первой инстанции), Дмитрий Камильчу был полностью оправдан. В результате чего задержанный был освобожден из-под стражи и отпущен восвояси.

Однако позже, «в ходе дополнительного изучения предоставленных материалов, минюст установил "несоответствие имеющейся информации с данными полученными от украинской стороны, и выяснил, что оправдательный приговор был все же отменен вышестоящей судебной инстанцией", указывается в сообщении пресс-службы ведомства.

Иными словами, украинские власти оказались более осведомлены о статусе задержанного, нежели их коллеги из молдавского минюста и национальной судебной системы. В результате переосмысления собственной оплошности 4 октября 2016 года Министерство юстиции Молдовы направило в соседнюю страну заявление об экстрадиции, вследствие чего в декабре Камильчу был арестован повторно(!).

На этот раз экстрадирующая сторона затребовала дополнительной информации о сроках давности по приговору Камильчу.

В то же время, несмотря на особое уточнение в решении Апелляционной палаты Молдовы, указывающее: «Меру пресечения для Камильчу Григория и Камильчу Дмитрия установить – состояние под арестом, с момента их задержания.", в Комратский суд было подано прошение о прекращении уголовного преследования в отношении Камильчу Дмитрия «в связи с истечением срока давности».

Согласно нашим источникам, в помощь беглецу был нанят один из сильных адвокатов региона, однако, несмотря на предпринятые защитой меры, а также в силу непреклонной позиции прокуратуры автономии, данное ходатайство решением суда было отклонено.

Таким образом, Минюст Молдовы ожидает возможного, окончательного определения Апелляционной палаты Комрата по вопросу о сроках давности по делу Виктора Димчогло и, в случае повторного отказа требованиям защиты, министерство намеренно подтвердить украинской стороне запуск процедуры экстрадиции.

Журналисты Deschide.MD продолжают следить за развитием событий.