На вечеринку в честь Дня Европы позвали сепаратистов. Кишинев смолчал...

Два бывших "министра иностранных дел" никем не признанной пмр, Владимир Ястребчак  и Нина Штански были замечены на приеме, который глава делегации Европейского Союза в Молдове Пиркка Тапиола дал в Кишиневе 9 мая, в честь Дня Европы.

В этой новости, не озвученной ни одним СМИ, и ставшей известной благодаря случайной прямой трансляции в Фейсбук, интересно все. И то, что парочка профессиональных борцов за "русский форпост на Днестре" предпочла прием у Тапиолы победобесному шабашу в Тирасполе (к слову, аналогичный по смыслу, хотя и меньший размаху шабаш состоялся и в центре Кишинева, так что после приема у Тапиолы тираспольские гости вполне могли бы, при желании, достать привезенные с собой портреты "дедов-воевавших" и прошвырнуться с ними по центру молдавской столицы. Чего, естественно, делать не стали, они же - европейцы, а не разводимые ими совковые лохи).

И то, что Тапиола счел уместным пригласить этих "европейцев", а по сути - просто гопников, бывших частью самозваного бандитского режима, который, собственно, и присвоил им фейковые ранги "чрезвычайных и полномочных послов" - тоже интересно. И, наконец, интересно то, что ни один из гостей Тапиолы, в том числе и гостей из Молдовы - ни дипломаты, ни журналисты - никто  не счел такое приглашение странным и оскорбительным для себя. Представьте, если бы в Киеве, на приеме в День Европы у главы миссии Европейского Союза в Украине Яна Томбинського вдруг появились бы "министры иностранных дел" ЛНР и ДНР, хотя бы бывшие - и все бы благовоспитанно промолчали. Вообще - все присутствующие. Так вот, в Молдове это именно так и было. Никто, кроме единственного человека, выложившего видео в ФБ, не шевельнул ни языком, ни пальцем.

Штански и Ястребчак на видео - 1.08-1.11

Разумеется, подобное опускание молдавского государства ниже - нет, не плинтуса даже, а ниже уровня пола в подвале, регулярно затапливаемом нечистотами, произошло не в один день и даже не в один год.

Поворотный момент - и главный зашквар - случился тогда, когда Кишинев признал тираспольскую власть не кучкой бандитов, на которых нужно вести охоту в режиме нон-стоп, инструктируя снайперов открывать огонь, как только цель окажется в пределах досягаемости, а стороной переговоров, с которой возможно пребывание за одним столом, и даже заключение каких-то соглашений, помимо сделки о смягчении наказания в обмен на сотрудничество со следствием. Именно с этого момента государственности Молдовы и был нанесен непоправимый удар. Все дальнейшее было только логическим продолжением этого шага. Отыграть его назад - чудовищно трудно. Почти невозможно. Потому, что бандиты уже включены в международную политическо-дипломатическую номенклатуру. Они практически неприкасаемые.

Международная бюрократия по самой сути своей прагматично-аморальна. Исходя из этой прагматичной аморальности ей проще легитимировать бандитов, что можно сделать одним росчерком пера, чем вести с ними борьбу. Легитимация бандитов позволяет отчитаться об успехах, достигнутых в ходе урегулирования конфликта. Борьба же, напротив, чревата эскалацией насилия. Кроме того, бандитов можно полезно использовать. Проведя их через цикл европейских или американских обучающих программ - а обоим "министрам иностранных дел ПМР" позволили приложиться к этому источнику - и привив вкус к европейской жизни, их легко включить в европейские же схемы - для выполнения тех миссий, когда и хочется, и колется. Например, для посредничества с Москвой в каких-то деликатных вопросах.  

Это удобно, потому что в случае провала всегда можно вспомнить, что они - никто и их показаниям веры нет. А пока провал не наступил, их можно принимать как почти своих, ссылаясь на необходимость дальнейшего углубления взаимопонимания с гражданским обществом Приднестровья, к которому автоматически приписываются все бывшие, и на то, что в бытность их "министрами", Молдова сама вела с ними переговоры фактически на равных. Ни вялое соплежуйство политиков о "незаконности тираспольского режима", произносимое с трибуны к случаю, ни доклады правозащитников о регионе, превращенном, по сути, в одну большую зону, где прав человека не существует как таковых, пробить эту стену уже не могут. В крайнем случае, молдавские чиновники сделают страшное лицо и, кивнув на Тапиолу, скажут: смотрите, они же в Европе признают их! Они же их зовут! Что мы можем? Молдова - такая маленькая, такая ничтожная стран, что от нас зависит? Мы же песчинка против воли ЕС!

 

 Тут надо сказать, что Молдова как страна сегодня и вправду ничтожна. Но только к ее размерам это не имеет отношения. Княжества Андорра и Монако, герцогство Люксембургское или Республика Сан-Марино в разы меньше Молдовы. Но я готов держать пари, что если бы кучка отморозков, пусть даже и при поддержке большого и сильного соседа, попыталась оттяпать от любого из этих государств хотя бы пару соток, установив там свои порядки, то ни о каком приеме "министров иностранных дел", назначенных этими отморозками на захваченной территории в любой из этих маленьких стран, не было бы и речи. А представитель ЕС, вздумавший пригласить их на прием, похоронил бы на этом свою дальнейшую карьеру. Потому что эти страны относительно маленькие - но отнюдь не ничтожные. А Молдова относительно большая, но... Ну, вы поняли. 

При этом Тапиола уже не первый год выступает как критик молдавских властей и молдавских верхов, иной раз и справедливый, хотя гораздо чаще - как популист и демагог, не обременяющий себя фактами и выступающий "в общем и целом" за все хорошее и против всего плохого. Разумеется, от его критики ничего не меняется. Кроме одного - ни один молдавский политик не имеет репутации настолько незапятнанной, чтобы в открытую бросить Тапиоле упрек - к примеру, упрек за приглашение на статусный прием всякого криминального сброда. Ни один из них не рискнет даже просто демонстративно выйти вон, чтобы не находиться с двумя негодяями под одной крышей. Иной вопрос, что никто и не захочет так поступить, потому что на самом деле между верхушками Тирасполя и Кишинева давно сложилось трогательное взаимопонимание и взаимоподдержка по большинству вопросов, а все их терки - не более чем борьба за расширение сфер влияния в пределах метр туда - два метра сюда.

 

Но даже если бы кто-то и захотел - все равно не рискнул бы. Потому что, кроме железного аргумента "это решение самих молдавских властей", у Тапиолы нашелся бы на него и приличного веса кирпич компромата, который полетел бы прямиком на стол соответствующих ведомств в ЕС. Единственные, кто могли бы возмутиться в такой ситуации, - это представители СМИ и гражданского общества. Которые, по крайней мере, формально, тоже были на приеме. Но независимых СМИ в Молдове нет, и тоже - как опции, в принципе, все СМИ сидят в чьем-нибудь кармане. То же касается и гражданских активистов. И кучка негодяев, засевших в Тирасполе, оказывается неуязвима, а на тех, кого они кинули за решетку, кого убили, кому искалечили жизнь или просто ввергли в крайнюю нищету, лишив всякого будущего, - на них на всех и в Молдове, и в ЕС глубоко начхать. И даже если конфликт между Кишиневом и Тирасполем, сильно обострившийся в последнее время, завершится-таки демонтажем ПМР, это не выведет тех, кто соучаствовал в убийствах, преследованиях и грабежах населения региона, из "европейской обоймы". Все эти люди по-прежнему будут востребованы в ЕС - хотя бы для налаживания разного рода неофициальных и деликатных связей с Россией, которые при случае можно будет обрубить на них.

Это - Молдова. Она стала такой, пойдя на компромисс с сепаратистами - шаг за шагом. Но урок "не стать Молдовой", который может извлечь Украина, наблюдая за развитием событий вокруг ПМР, - лишь самый очевидный из двух. Второй - менее очевиден, но не менее ценен.

В последнее время в украинском сетевом сообществе раздаются голоса о том, что, мол, если Молдова так терпима к сепаратистам на своей территории, то отчего Украина должна проявлять нетерпимость к сепаратизму на территории соседа? Тем более, что многие бывшие тираспольские функционеры, отвалившись от кормушки, спешат выставить перед собой украинский паспорт и до хрипоты орут "Слава Украине!" - почти так же громко, как они орали "Слава России" и "Путин помоги", находясь в тираспольской команде. Вчерашние бандиты вдруг превращаются в патриотов Украины, которых просто грех преследовать - тем более, что ни у Молдовы, ни у ЕС к ним нет никаких претензий. Примеров тому множество. Крайний по времени - бывшая премьерша ПМР Татьяна Туранская, совладелица нескольких ресторанов, работающих в Тирасполе на украинской франшизе, которая уютно устроилась в Одессе и чувствует себя вполне комфортно и в полной безопасности. Крайний - не значит последний. У нынешнего "президента" Вадима Красносельского тоже есть украинский паспорт и одесская недвижимость, и он в свое время тоже наверняка двинет в Украину, громко крича, что он украинский патриот. И у Молдовы, я уверен, тоже не будет к нему никаких претензий, поскольку к истечению своего срока Красносельский обязательно будет легализован в ЕС так же как сейчас там легализованы Штански, ее муж - бывший "президент ПМР" Евгений Шевчук и десятки других.

Стоит ли говорить о том, что такая точка зрения, очень активно пропагандируемая в последнее время в Одессе определенного сорта активистами (о том, чьи интересы эти активисты на самом деле защищают, если, конечно, не действуют просто по недомыслию. - разговор отдельный), порождает эхо и в Кишиневе. Где другие активисты, удивительно похожие на своих одесских визави, начинают говорить о том, что Украина всегда поддерживала приднестровский сепаратизм, и значит, нечего Молдове прыгать выше головы и пытаться достать сепаратистскую верхушку - все равно они сбегут в Украину. Это, помимо того, что тут им покровительствует евробюрократия. И вообще - есть более актуальные темы. Верните нам, хохлы, Южную Бессарабию и Северную Буковину. Верните, гады, а Приднестровье можете забирать себе, Молдове этот гадюшник и даром не нужен. 

Лучшего подарка для бандитов из Тирасполя и их российских кураторов, чем укоренение в Молдове и Украине таких подходов, даже представить себе нельзя.

Но было бы большой ошибкой полагать, что Украина может позволить себе оставить Молдову наедине с приднестровской проблемой, а тем более -подыгрывать сепаратистам и не нарваться на ответку. Один раз такой опыт уже был поставлен. 5 марта 1992 г. парламент Молдовы обратился к Верховной Раде Украины с просьбой не пропускать через свою территорию в Приднестровье российских уголовников-"казаков" и не допускать участия в конфликте украинских граждан. Обращение было проигнорировано - зато в Одессе, на Куликовом поле прошел митинг протеста против "румынской агрессии". И еще довольно долго, два десятилетия, отношение Украины к ПМР строилось на том же самом принципе, который пытаются актуализировать и в наши дни: "если Молдова терпимо относится к ПМР, то зачем нам ссориться с ними?".

То, что произошло с Украиной потом, в 2014 г., можно при желании назвать коллективной кармой. А можно - естественным развитием прецедента и методик, отработанных в Приднестровье четверть века назад. Но трудно не увидеть взаимосвязи событий в Молдове в 1992 г. и в Украине в 2014 г. И если бы в 1992 г. Украина прислушалась к обращению Кишинева и российский план отторжения Приднестровья рухнул бы - как знать, быть может, и не было бы в 2014-м ни оккупации Крыма, ни войны на Донбассе. И это - второй урок, который стоило бы извлечь Украине из провального и позорного молдавского опыта.

Да, Молдова сейчас лежит в руинах - не столько даже экономически, сколько ментально, морально и социально. Да - рептильное поведение ее политического класса способно вызвать у вменяемого человека только брезгливое презрение. Да, кишиневская власть до неприличия терпима к сепаратистам и все ее антисепаратистские действия на 90% - имитация. И нет никакой гарантии, что и в вопросе обустройства совместных пограничных и таможенных постов Молдова в последний момент не сдаст назад. Недаром же президент Игорь Додон был единственным главой государства, не побрезговавшим оказаться на одной трибуне с Путиным 9 мая в Москве.

Да, Молдова в ее нынешнем виде для Украины не союзник и в любой момент может начать играть против нее на российской стороне. Да, европейская бюрократия точно такой же враг Украины, как и Россия - и неважно, что побудительные причины разнятся. Важно то, что Россия сегодня - генеральный спонсор сепаратизма на постсоветском пространстве, а бюрократия ЕС при случае охотно использует сепаратистов в своих интересах. Да, все это так, и можно назвать еще с десяток неприятных деталей. Но все они вместе взятые еще не означают, что Украина может позволить себе махнуть рукой на приднестровский анклав и предоставить Молдове выпутываться самой. По той же причине, по которой придется лечить соседа, заболевшего чумой, даже если он омерзительный тип. Потому что чума может перейти и на вас.

И, если честно, она уже на Украину перешла. И лечиться надо обоим. И если Молдова как государство пребывает в недееспособном состоянии, это означает лишь то, что Украине придется лечить себя и побуждать лечиться ее. Другого выхода просто нет. Потому что Молдова важна для Украины не только как отрицательный пример, но и как сосед. Который хотя бы - это как минимум - Украине не враг.

Источник: dsnews.ua

ПримечаниеМнение редакции портала DESCHIDE.MD может не совпадать с позицией автора материала, но мы всегда проводим политику плюрализма мнений и взглядов, и будем и впредь её придерживаться.