Петру БОГАТУ // Отчего в России так панически боятся обсуждения в ООН приднестровской проблемы?..
В Августе 2017 года в МИД РФ уже дважды вызывали для "дружеских бесед" Посла Республики Молдова в России, Андрея Негуцэ. В начале месяца визит на Смоленскую Площадь был связан с объявлением Дмитрия Рогозина персоной нон грата в Молдове. Несколько дней назад, Негуцэ позвали вновь, для того чтобы излить на него пару ушатов злобы и яда, требуя объяснений официального Кишинева, в связи со скандально известным обращением руководства страны в Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций, на предмет вывода российских войск с территории молдавского государства.
Наступили на больную мозоль…
Большинству государств, сложно похвастаться показным, либо неформальным вниманием со стороны российского МИДа. С недавних пор, лишь посол США не уступает по количеству визитов в здание на Смоленской Площади, главе дипмиссии РМ в России, Андрею Негуцэ. Последнюю крайне заметную и отчаянную раздраженность МИДа не удалось упрятать даже за лукавый занавес дипломатического этикета. В обоих случаях, кстати, не обошлось без шантажа и различного рода угроз, возможными неприятностями.
Особо дерзким показалась Кремлю намерение молдавского руководства потребовать включения в повестку дня 72 сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопроса, связанного с полным выводом российских войск с территории Республики Молдова.
Эта тема настолько взбесила Москву, что ее дипломатические представители поспешили расценить инициативу Кишинева не иначе как провокационную. Российский МИД призывал молдавскую сторону отказаться от собственных планов, назвав их враждебными...
На протяжении все своей истории Россию мало интересовало чьё-либо мнение на предмет собственной тактики или собственных идей либо амбиций, в независимости от того, с кем она имело дело: с государством, либо с международной организацией. Тогда почему и откуда столько нервозности и настороженности в случае Республики Молдова?
Как в Марианскую Впадину…
Существуют мнения, согласно которым желание Кишинева обсудить в ООН присутствие на собственной территории иностранных войск, не возымеет каких-либо ощутимых эффектов. Они утверждают, что главной целю упомянутого демарша, является удар по имиджу, как и то, что Генеральная Ассамблея ООН, не более влиятельна, чем США и ЕС. А также, что все это не более чем «волны в тазике», принимая во внимание то, что Генеральная Ассамблея ООН вырабатывает лишь рекомендации, а решения, обязательные к исполнению, принимаются Совбезом ООН, в котором Россия, в качестве постоянного члена располагает правом наложения «ВЕТО» на любой вопрос, которое ей не по нраву.
Иными словами, ООН не в состоянии заставить Путина вывести собственные войска и вооружение с территории Молдовы. Ок. Тогда что же так сильно встревожило надменность и высокомерие Москвы, и почему обсуждение этого вопроса на ГА ООН столь спешно её озадачило, спровоцировав крайнюю нервозность в белокаменной?
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, в отличие от Совета Безопасности ООН является представительским органом Объединенных Наций, в котором все государства пользуются равным представительством.
Согласно собственному Уставу, Генеральная Ассамблея, рассматривает и утверждает бюджет ООН, назначает не постоянных членов Совета Безопасности, и составляет, под видом необязательных резолюций, свои собственные рекомендации.
В соответствии этим порядкам и условиями создается логичное впечатление того, что будущие дебаты, по вопросу российского военного присутствия в Республике Молдова, не возымеют желаемого результата, что все усилия в данном направлении тщетны, а резолюции ГА ООН, канут в лету, подобно воображаемому ручейку, воды которого теряются в Марианской Впадине.
Спектр поражений…
Однако, помимо перечисленных выше отрицательных обстоятельств, необходимо отметить существование как минимум трех серьезных факторов, которые, при определенных условиях способны нанести России в ООН, серьезнейшие политические поражения. Предлагаю рассмотреть их по порядку.
Первый. Каким бы парадоксальным это не казалось, но при нынешней международной конъюнктуре, Москва опасается возможного осуждения со стороны ООН, нежели самой язвительной критики со стороны США и ЕС. Как бы там ни было, но обвинения, выдвигаемые со стороны американцев, либо европейцев, логически вписываются в тактику холодной войны, которую Путин ведет с превеликим удовольствием. От этого, на внутреннем плане у него лишь повышаются собственные дивиденды, потому как все возникающие выпады Запада в адрес Кремля он относит к враждебной позиции евроатлантического сообщества. Совершенно иначе обстоит дело с осуждением, вынесенным Генеральной Ассамблеей ООН.
Возможное принятие резолюции подтверждающей незаконный характер присутствия российских войск на территории Республики Молдова способно доказать негативное отношение к Путину со стороны большинства государств мира. Эта горькая пилюля подействует на Владимира Владимировича намного серьезнее любой критической резолюции на тему России, одобренной американским Сенатом.
Второе. Новый Генеральный Секретарь ООН, португалец Антониу Гутерреш, выступает за новую концепцию подхода в решении конфликтов. По мнению генсека, необходимо покончить с недавней практикой управления кровавыми конфликтами на всех без исключения земных меридианах.
Гутерреш считает более рациональным сосредоточиться на всём протяжении собственного мандата не на последствиях, а в первую очередь на предупреждении возможных военных конфликтов. Новый Генеральный Секретарь ООН занимается претворением собственных реформ, позволяющих ООН своевременно вмешиваться в споры, либо в межгосударственные противоречия, способные привести к вооруженному противостоянию.
Принимая во внимание современные положения мирной дипломатии, провозглашенные и реализуемые нынешним Генсеком, стоит ожидать полномасштабного вмешательства Генеральной Ассамблеи ООН в разрешение приднестровской проблемы. Это в свою очередь создаст дополнительное давление на Российскую Федерацию, принуждая её к выводу собственных войск с территории Республики Молдовы, ввиду их замены международной гражданской миссией.
И наконец, третье. Обсуждение российского военного присутствия в в ходе сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на фоне войны в Украине, придаст большую заметность вопросу приднестровского конфликта на мировой арене, пробудит интерес международного сообщества к разрешению имеющихся противоречий, что в свою очередь, заметно снизит возможность прямого вторжения со стороны РФ.
Безусловно, не существует никаких стопроцентных гарантий в том, что Российская Федерация не нападет на Молдову. Однако, поднятие приднестровского вопроса в рамках ООН, в значительной степени приструнит экспансионистские планы Кремля.
К примеру. Российские войска вторглись в Грузию в 2008 году, на фоне информационного коллапса, развязанного накануне вторжения, а также, при поддержке кибератак, осуществленных против внутренних систем связи национальной армии, правительством Грузии. Именно по этому, в первые часы вторжения, была невыполнима задача определения подлинного характера разворачивающегося конфликта, а российской пропаганде удалось осуществить мощнейшую дезинформацию международного общественного мнения, укоренив идею того, что Грузия является страной-агрессором.
Отсюда напрашивается вывод о том, что Республика Молдова и приднестровский вопрос, единожды попав в поле зрения и повестку дня ООН, останутся под постоянным пристальным контролем со стороны этой международной организацией, а сама Молдова обеспечит себе надежную протекцию от возможного вторжения российских войск.
Россия, бесспорно, является ядерной державой. Однако ее военная и экономическая мощь, безусловно, и значительно уступает американской.
В данном случае, Путину, в качестве потенциального проигравшего, просто необходимо усиливать волнения и пускать пыль в глаза. Именно по этому, его основной целью является доказать всему международному сообществу, и особенно странам третьего мир, что он здесь «главный штуцер». Доказать то, что возглавляя военный блок азиатских, африканских, либо южно-американских государств, Россия способна совместно метнуть перчатку в сторону Запада.
В нашем же случае, любое осуждение её действий со стороны Организацией Объединенных Наций способно моментально развеять этот ложный миф.
Перевод с румынского - Рустама ОРУДЖАЛИЕВА