Его действия объясняются либо собственными убеждения, либо – политическими расчетами. Очевидным мне кажется одно: желание действовать наугад, никоим образом не входит в планы Владимира Плахотнюка. Его инициатива по закреплению в Конституции европейского пути развития является многозначительным жестом. И вот почему.

 

Почувствовали на собственной шкуре…

Помимо желания, во что бы то ни стало, застолбить прозападный курс, и почему бы и нет, войти в историю, в качестве политика, играющего «белыми», лидер Демпартии протягивает руку партиям правого толка, имеющим серьезные шансы стать полноправной частью нового парламента.

Несмотря на преждевременные обвинения молдавских либералов в популизме, основанные на том, что приверженность европейскому стремлению должна доказываться не ревизиями основного закона, а конкретными делами, их мнение, скорее всего, доказывает досадное разочарование, чем трезвый подход. Это объясняется тем, что закрепление в Конституции европейской направленности развития, само по себе не является  обычным ритуалом. Это Вам не танцы с бубнами вокруг огня, как может показаться на первый взгляд.

В правовом государстве, действие Основного Закона имеет базовый, прямо-пропорциональный эффект на деятельность органов государственной власти, а его изменение, зачастую, может завершиться непредсказуемыми последствиями. Подобный опыт можно с лихвой подчерпнуть из политической практики традиционных, и более продвинутых демократий.

Помимо этого, Конституция страны, безусловно, оказывает воздействие на протекающие в обществе политические процессы. Эти различного рода эффекты, приходилось  неоднократно ощущать на собственной шкуре большинству граждан Республики Молдова. Не стоит далеко ходить. Самым ярким примером подобных противоречивых формулировок, закрепленных в основном законе страны, является развернувшаяся нынешняя конфронтация между президентом и кабинетом министров.

Итак, любая действующая Конституция, создает в обществе, включая его политический класс,  соответствующий стандарт образа жизни,  своеобразную модель существования. Ее буква и дух, являются генераторами долговременных государственных рефлексов, укрепляя таким образом процесс принятия решений, одновременно придавая ему согласованность и предсказуемость. Либо действует наоборот, нарушая функционирование существующей политической системы.

 

Это Вам не Моисеев посох…

Закрепление в Конституции европейской интеграции, сложно назвать магическим посохом Моисея, который способен раскрыть для нас врата Европейского Союза. Однако, само появление обозначенной конституционной нормы, со временем, выветрит зловонный политический запах, отягощенный советскими стереотипами и предрассудками. В конечном счете, евроинтеграция, будет воспринята всеми институтами государственной власти как ценность, такая же незыблемая, как и права человека, плюрализм, свобода слова, разделение властных ветвей, итд.

Рассматриваемое именно сквозь эту призму, указанное конституционное закрепление является по большому счету императивной необходимостью, а не выстраданной надеждой. Наверняка не случайно, бывшие советские сателлиты, присоединившиеся к ЕС и вступившие в НАТО, заблаговременно дополнили собственные Конституции поправками такого рода. Самым близким и ярким примером этого может служить решение Парламента Румынии, который еще в 2003 году, добавил в Основной Закон специальную статью, посвященную евро-атлантической интеграции.

 

«Евроатлантическая интеграция» вместо «европейской интеграции»…

Исходя из вышеизложенного, молдавским правым будет довольно сложно отказаться от руки, протянутой им лидером Демпартии. Настаивая на внесении в Свод основных законов тезиса о незыблемости европейской интеграции, Плахотнюк бросает своеобразные мосты, к ногам не только парламентских групп, которые будут приглашены для участия в голосовании по вопросу внесения поправок, но и к возможным партнерам по будущей коалиции, которая обязательно будет создана по завершении предстоящих парламентских выборов.

Можно было бы добавить, что выражение «европейская интеграция» стоило бы заменить на «евроатлантическую интеграцию», как более точно подходящую и более адекватную, чем первая. Тем самым, мы сможем открыто заявить о реальной важности партнерства с США и сотрудничества с НАТО, как с несопоставимыми гарантами безопасности для нашего государства.

С другой стороны, механическое включение императива европейской интеграции в Основной Закон, само по себе, не является панацеей. Ввиду известных обстоятельств, назревает необходимость проведения комплексной конституционной реформы. Решить что-либо половинчатостью мер больше не получится. Не сразу, но постепенно, текст Основного Закона должен быть пересмотрен таким образом, чтобы он соответствовал духу, а также, законодательным и конституционным требованиям стран Европейского Союза.

 

В поисках утраченного времени…

Одна из первых и главных мер, которую предстоит предпринять, является вытеснение несоответствий, существующей парламентской формой правления, с положениями Конституции, предоставляющими президенту страны полномочия, столь характерные полу-президентской республике. Разногласия и несостыковки подобного рода, превращают нашу политическую систему в своеобразного тяни-толкая.

Именно противоречивые положения и тезисы Основного Закона, являются основной причиной противостояния между правительством с одной стороны, и президентом с другой. Именно они являются предлогом для создания опасных ситуаций, именуемых двойственностью власти, которая проявляется одновременным существованием двух властных государственных центров.

На самом деле, для преодоления данной ситуации, существует множество возможностей и наборов инструментов, которые, естественно необходимо обсуждать.

В нашем случае, самым верным и самым легким путем преодоления этой проблемы, на мой взгляд,  может служить Конституция Бельгии, которая по праву считается самой доступной для осмысления и структурированной из всех известных в мире. К примеру, в её 64 Статье указывается, что «ни один  документ, принятый главой государства, не обладает законной силой, без подписания оного профильным министром, который подобным образом возлагает на себя ответственность за его содержание». Предельно четко и ясно.

В результате принятия в Республике Молдова поправки такого рода, не то что часть, как, к примеру, сегодня, но по большому счету, все президентские полномочия станут исключительно символическими, что само по себе является абсолютно нормальным явлением для парламентской республики.

Мы постоянно находимся в поиске потерянного времени. Европейская интеграция, наряду с иными поправками к действующей Конституции необходимо было принять еще в самом начале прошлого десятилетия, одновременно с Румынией. Однако, как говорится, лучше позже, чем никогда. 

Перевод с румынского РУСТАМА ОРУДЖАЛИЕВА