Избирательная реформа, по большому счету, слишком похожая на ту, что недавно предпринял Кишинев, была внедрена несколько дней назад итальянскими властями. Как это не странно звучит, но Рим перешел от пропорциональной системы, к смешанной.


Помощь "зала"…

Разозлившая Европейский Парламент за избирательную реформу, Республика Молдова получила неожиданную помощь от итальянцев. Несмотря на то, что проголосовали итальянцы исключительно в собственных интересах, члены законодательного собрания Италии  своими действиями протянули руку помощи, спровоцировав добрую реакцию, молдавским коллегам. По этому поводу пару шуток отпустил даже спикер высшего законодательного форума Молдовы Андриан Канду, предложив оппозиции заняться протестами в Риме.

Таким образом, начиная с сегодняшнего дня, одна треть итальянских депутатов и сенаторов будут избираться по одномандатным округам, а две трети – пропорционально. Данное изменение было поддержано даже левоцентристской Демократической партией, находящейся в настоящее время у власти в этой стране, а также, правой оппозицией, представленной Силой Италии, Северной Лигой и Народной Альтернативой.

Единственным формирование, которое ожесточенно воспротивилось инновациям, стала радикальная антисистемная группировка Движение Пяти Звезд, которая, согласно проводимым опросам, в течение весьма длинного промежутка времени, занимает равные с итальянскими демократами позиции популярности.  Итальянский комик, лидер «Д5З» Беппе Грилло, заявил о собственном политическом проекте еще в 2009 году, со страниц личного блога, воспользовавшись падением интереса национального электората к весьма поднадоевшим, старым актерам итальянской политической сцены. На гребне невероятного популизма его формирование преодолело все существующие преграды в национальный Парламент, и стало одним из излюбленных политических симпатизантов местных избирателей.  

Однако избирательная реформа подвергает риску политический рост этого формирования. Именно по этому, в перерыве между принятием проекта в нижней камере и утверждением в Сенате, с 11 по 26 октября Беппе Грилло прибегнул к организации уличных протестов в итальянской столице, призывая народ защитить демократию от закона, который «5-звездные» политики посчитали реакционным, а часть национальных СМИ расценивают как противоречивый.

Возмущение «Движения Пяти Звёзд» легко понять. Новая избирательная система устраивает традиционных игроков итальянской политической сцены (Демпартию, «Силу Италии», «Лигу Севера»), обладающими мощной структурой на местах, богатых знаменитыми личностями, и лидерами опросов местного уровня. Вместе с тем, смешанное голосование невыгодно для комика Беппе Грилло, у которого имеется в этом плане лишь несколько козырей, являющихся «звездами» национального и культурной жизни, да и то, национального уровня.

 

Вам интересно откуда?..

Либо итальянские авторы избирательной реформы не скрывали собственных интересов, связанных со стабилизацией национальной политической системы, защита которой от новоявленных популистских и экстремистских партий, что не в силах скрыть собственного удивления, кем это было сделано, и из каких побуждений. Их стремление установить смешанную избирательную систему связано с международным политическим опытом, доказавшим, что она является более или менее определенным барьером для политического радикализма.

Ни для кого не секрет, что пропорциональная система, будучи более удачной, с точки зрения корректного представительства чаяний электората, в тоже время является однозначно конъюнктурной, становясь по большому счету, заложницей случайного голосования, решений, принятых импульсивно, в пику традиции и вертикальных преференций, существующих длительное время. В итоге, из неоткуда появляются и множатся с непредсказуемой скоростью маргинальные и радикальные группировки, по типу партий «Сириза» и «Заколотые Зори» в Греции, «Партии за Свободу» в «Голландии», либо «Жоббик» в Венгрии.

И наоборот, мажоритарная, либо смешанная системы способствуют сохранению традиционных политформирований, подчеркивая социальный экилибр. Наверняка именно поэтому, в США или, к примеру, в Объединенном Королевстве, в которых сотни лет подряд законодатели избираются посредством одномандатных округов, популистские группировки, практически не в состоянии оказаться на первых ролях на местной политической сцене. Единственным английским радикальным политформированием, которому удалось пройти в парламент (Партия Независимости) является аутсайдер, за которым не просматривается никаких перспектив на победу.

Разозлившись, Беппе Грилло, естественно попытается возбудить и национального избирателя, международное общественное мнение, настаивая на том, что новая система голосования не является справедливой. Однако, в отличие от председателя ПДС Майи Санду, заигрывающей с Европейской Народной Партией, лидер Движения Пяти Звезд, никогда не станет эдаким «любимчиком» Европейского Парламентского Большинства. Его евроскептическое и  популистское движение не пользуется никакой, даже симпатией со стороны ЕНП и тем более Партии Евросоциалистов, главных игроков Европейского Парламента.

 

Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку

Поэтому предчувствие того, что Италия, которая сегодня перешла к  избирательной системе, почти аналогичную той, что существует в Республике Молдова, не получит выволочки в Брюсселе. Риму, в отличие от Кишинева, не грозит финансовая санкция. Что дозволено Юпитеру, не дозволено Быку!

Я прекрасно понимаю, откуда дует ветер недовольства со стороны тяжеловесов европейской политической сцены, по отношению к официальному Кишиневу. Многие из них, ввиду сообразных доктринальных выводов, желают изменений в нашей стране. Именно по этому, в Брюсселе столь ревностно желают сохранения неприкасаемости пропорциональной системы, которая, как я уже доказал выше, выводит на свет Божий новые политические группировки.

Однако, не стоит забывать и про обратную сторону медали. Изменение может оказаться и не столь благополучным. Не все новые партии зачастую придерживаются центризма и являются проевропейскими. Некоторые из них, довольно-таки радикальны и выражают антиевропейские взгляды, тоскуя по Матери России. Среди последних и Партия Социалистов, которая  в условиях пропорционального голосования, несмотря на отсутствие прочной территориальной структуры, на больше части Республики Молдова, в состоянии выиграть будущие парламентские выборы.

Я не хотел бы быть неверно понят. Смешанная система не является панацеей во благо европейского будущего Республики Молдова. Однако именно она предоставляет больше шансов по стабилизации политической системы, что в свою очередь создает предпосылки для сохранения прозападного политического курса Молдовы.

 

Слабые и сильные точки системы…

Остается все же возражения, связанные с тем, что смешанная система, либо система с одномандатными округами более подвержены коррупции, нежели ее конкурентка – пропорциональная. Это не так. Более того, подобное утверждение, не более чем миф.

Махинации, взятки, а также, использование черных фондов для выборов не являются привилегиями определенной избирательной системы. Любое голосование подвержено определенным рискам.

Ни для кого не секрет, что не существует идеальной избирательной системы. У всех них есть как сильные места, так и Ахилесовы пяты. Однако мнение о том, что некоторые из них являются более защищенными от «компрометирующих их действий» являются чистой воды выдумкой. В больном обществе, любая избирательная система находится под угрозой быть пораженной.

Даже в обществах с многовековыми демократическими традициями заключаются союзы между политиками и представителями криминала, и это отнюдь не является «Вредной привычкой» демократий молодых. Единственное отличие первых от вторых состоит лишь в том, что в обществе, где существует эффективная судебная власть, (не декларативная, а истинная), беззаконности подобного рода случаются намного реже, чем в странах бывшего советского лагеря.

Все попытки подорвать доверие к избирательному процессу посредством запутывания и обманов, всех существующих видов, имеют место и в условиях мажоритарной избирательной системы, и в случае применения пропорциональной. Однако прививку против коррупции необходимо искать не в демонизации одного или другого вида избирательной системы, а в прозрачности самого процесса, в соблюдении законодательства, а также, в существовании независимой юстиции, которая обязана заниматься своим непосредственным делом.

Во всем остальном – как договорились. Quod erat demonstrandum. (Что и требовалось доказать).


Перевод с румынского языка Рустама ОРУДЖАЛИЕВА