Ну что, доигрались?.. Европейские денежные потоки иссякнут для Молдовы с последними секундами уходящего года. Этого не ожидал даже молдавский премьер. Не говоря уже об остальном обществе, которое, на мой взгляд, уже смирились с приостановлением финансовой помощи со стороны ЕС.


Ты помнишь, как все начиналось?..

Несмотря на явную самоуверенность в том, что Евросоюз все-таки разблокирует финансирование, еще недавно Павел Филип заявлял о том, что возможно до конца нынешнего года Брюссель больше не пришлет Кишиневу ни единого евро. Однако, ему возразил еврокомиссар занимающийся Политикой Добрососедства и Переговорным процессом по Расширению, Йоханнес Хан. Во время встречи с главой молдавского кабмина Хан заявил, что поддержка национального бюджета со стороны ЕС, заключающаяся в реализации четырех одобренных программ будет осуществлена до конца нынешнего года.

В конце-концов наша страна получит еще 100 миллионов евро, из которых 40 миллионов будут выделены в виде гранта, что стало возможным в результате подписания в минувший четверг Соглашения по предоставлению макрофинансовой помощи. По словам европейских чиновников, первый транш указанной помощи будет предоставлен Молдове в течение трех месяцев наступающего года.

Вы спросите, почему этот вопрос заинтересовал меня? Да потому что по большому счету, для таких кредитов не должно существовать никаких препятствий. Его предоставление кажется, чисто техническим вопросом, не более.

Никто и никогда не ставил под сомнение вопрос о предоставлении европейских фондов, до того момента как некоторые оппозиционные партии не потребовали прекращения предоставления финансовой поддержки, ввиду принятия смешанной избирательной системы. Партии Действия и Солидарность, Партии Платформа ДА  и Либерально-Демократической партии удалось склонить Европейский Парламент к полемике по вопросу избирательной реформы в Республике Молдова. И тут началось…

Отдельные, транснациональные партии, входящие в Европейские Партии настолько «раздухарились», что напрямую стали угрожать полной отменой международной экономической поддержки. Таким образом, внутренняя политическая борьба перешла на европейский ринг, где в свою очередь, прозвучали острые ораторские дебаты.

 

За что боролись и на что напоролись?

Сегодня вопрос стоит уже иначе: а стоила ли овчинка выделки? За что боролись партии Майи Санду, Андрея Нэстасе и Виорела Чуботару, и каких результатов достигли?

Неужели новая модель избирательной системы столь безупречна? Конечно же, нет. Ваш покорный слуга также высказал несколько замечаний по ее модели и базовым принципам. Я открыто потребовал внесения изменений.

Однако является ли принятие смешанной избирательной системы достаточным мотивом для лишения целого государства европейской финансовой помощи?... Ни в коем случае. Тем более что кроме этого, со стороны Евросоюза в адрес официального Кишинева более не последовало никаких претензий.

Вы лично, слышали ли когда-нибудь, чтобы хоть один из европейских комиссаров заявил об отказе Республики Молдова от выполнения хотя бы одного из 28 условий, выдвинутых Еврокомиссией? Среди них числятся противодействие коррупции, прозрачность, реформа юстиции и энергетической системы, улучшение предпринимательской среды… Никогда! Напротив. Европейские чиновники неоднократно подчёркивали успехи, достигнутые молдавскими властями.

Поймите правильно. Недостатков море. Процесс разделения ветвей власти хромает. Тема независимости правосудия вызывает серьезные вопросы. Присутствие иностранных инвесторов минимальное.

Несмотря на это Брюссель признает, что кабинет министров под руководством Павла Филипа блюдет график. Он добросовестно выполняет домашнее задание и заслуживает всяческого поощрения.  

Но, даже если бы это было бы и не так. Если бы правительство Филипа оказалось бы «злостным второгодником», а ход реформ, осуществлялся бы намного медленнее, чем это происходит сегодня… Неужели это могло бы послужить поводом для того чтобы Евросоюз забросил, попросту отказался от Молдовы? Вот так взять, и оставить Кишинев на произвол судьбы? Отдать Молдову без боя на милость России? Не приведи Господь!

Я уверен, что если бы сегодняшнее положение дел и хода реформ в нашей стране было бы значительно хуже, чем есть на самом деле, внешняя международная помощь, несмотря ни на что, была бы нам гарантирована. По той простой причине, что Брюссель никогда бы не взял на себя роль убийцы европейских чаяний Республики Молдова, официально признанных сегодня уже в официальных документах Западного Партнерства.

Более того. В случае если какое бы то ни было, безответственное политформирование попыталось бы подтолкнуть Кишинев к самоубийственному изменению внешнеполитического вектора, с западного направления на восточное, Евросоюз, безусловно, бы вмешался, для его спасения. По правде говоря, такой подход кажется мне более чем естественным.