ИСКРЕННЕ ВАШ, РУСЛАН «ВАЛКАНА» // Гениальный Прокурор Гагаузской Автономии…
Некоторое время назад в гагаузской прессе появился интересный материал под названием «Нужен ли Гагаузии такой прокурор?», в котором рассказывалось о том, что на имя родного отца главы Прокуратуры Гагаузской Автономии, Фёдора Петровича Караивана было выписано постановление о привлечении к уголовной ответственности. Как следует из опубликованных в статье документах, Караиван-старший, вместе с партнером по бизнесу Олегом Кодряну собрали с наивных инвесторов, пожелавших стать счастливыми обладателями собственного жилья, более 2,3 миллионов леев и скрылись. Согласно автору статьи, родитель главного прокурора Гагаузии далеко не впервые конфликтует с Уголовным Кодексом, да и деятельность его сына, являющегося блюстителем и стражем законодательства РМ, отнюдь не лишена интересных моментов и эпизодов, достойных отдельных, полноценных расследований, и возможных уникальных уголовных разбирательств. Резюмируя «скромный компромат», который автору удалось собрать, последний, вторя названию, задается вопросом наличия необходимости в существовании чиновника с сомнительной репутацией.
Для того чтобы прояснить сложившуюся ситуацию и пролить свет на это безусловно темное дело (принимая во внимание профессиональную подготовленность и вероятнее всего высочайший уровень мер собственной безопасности того о ком далее пойдет речь), мы решили провести собственное журналистское расследование, и вот что из этого получилось…
Письмо позвало в дорогу…
Осознавая что Гагаузия хоть и не совсем удаленный от столицы край, но не смотря на это здравствует своей, достаточно оригинальной и обособленной жизнью, мы приняли решение выехать в город Комрат, для того чтобы непосредственно на месте, как говорится из первых рук, узнать об истинном положении интересующих нас вещей.
Все дело в том, что гагаузский народ, как и любая нация, живет собственными стереотипами, интересами, принципами и даже кланами, которые, собранные воедино, собственно и двигают развитие этого общества по всем направлениям, от социально-культурной и экономической жизни и вплоть до криминальной, отдаленно напоминая известные итальянские семейные общины, более знакомы нашему обывателю под названием «Сosa Nostra».
«Благо» кланов, а иначе говоря, семей или бандитских группировок в регионе не так уж и много, нам не составило особого труда узнать о том, что «семья» Федора Петровича Караивана представляет собой один из достаточно «известных» и «привилегированных» кланов, а с недавних пор и один из влиятельнейших, имя которому «ВАЛКАНА».
И все это благодаря тому, что у него появился всесильный родственник, занимающий пост главного прокурора Гагаузской Автономии.
Как оказалось, навести справки о семье Федора Петровича Караивана и его «трудовых подвигах» на криминальной ниве, было не сложно. Знающие тему люди, с удовольствием, но не без оглядки, делились с нами имеющейся информацией, которая по их же словам, ни в Комрате, ни в Гагаузии вообще, ни для кого не является секретом или тайной за семью печатями.
Яблоко от яблони - далеко не вишенка…
По рассказам собеседников семья Федора никогда не отличалась непререкаемым авторитетом, среди знакомых с семейством Караиванов. Помимо того что сам Федор Петрович, имя которого все последнее время на слуху, как среди силовиков, так и в недрах социума, благодаря незаурядному «криминальному» таланту, позволившему ему, совместно с подельником обобрать на более чем 2 миллиона леев собственных сограждан, мечтавших в реально обозримое время обрести личное жилье, это далеко не первое преступление в его довольно пестрой криминальной биографии.
Все дело в том, что впервые, официально на тропу прямого конфликта с законом, Федор Петрович вышел еще в далекие советские времена, когда 7 мая 1981 года был приговорен решением Суда города Комрата, по Статье 218, части 2-ой, Уголовного Кодекса Молдавской ССР, к одному году условно, с удержанием 20% заработной платы, за хулиганство.
Пополнением «боевого списка» Федора стал угон автомобиля, который он совершил в 1991 году, вместе со своим венчальным и главным подельником, Степаном Мутовчиевым. 8 мая 1991года, Федор Караиван был осужден повторно, но на сей раз судом Чимишлии, по Статье 145, части 2, Уголовного Кодекса МССР, его приговорили к 3 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Стоит заметить, что лихие 90 стали своеобразной отправной точкой расцвета криминальной деятельности отца будущего главного прокурора Гагаузской Автономии, так как благодаря знакомству и родственным связям с комратским положенцем и держателем общака по кличке "Мускат", которым является тот самый Степан Мутовчиев, дела Федора пошли круто в гору.
По словам источников, 1998 год становится своеобразным переломным моментом в деятельности «Валканы». Все дело в том, что во время «неожиданной» служебной командировки Степана Муската в Россию, якобы таинственно пропадает бандитский общак, хранителем которого он являлся.
Поговаривают, что на самом деле он никуда и не исчезал, а перешел на правах собственности в загребущие ручонки его новых владельцев, Степы Муската и Феди «Валкана».
Принимая во внимание что «упавшая как снег на голову» сумма была далеко не шуточная, перед друзьями возникла острая проблема ее легализации. И оригинальное решение вопроса, естественно, было найдено: решили инвестировать бандитскую кассу в комратскую недвижимость. В народе обсуждается несколько ярких эпизодов связанных с риэлтерской деятельностью Муската и Валкана, связанной с оформлением договоров об «аренде» «жирных кусков» комратской недвижимости, владельцы которой, подписывая договоры о сдаче в наем собственных домов, зачастую собственноручно подписывали себе смертный приговор.
По крайней мере, в качестве возможных доказательств источники приводят два случая.
Первый - с домом, расположенным на перекрестке улиц Третьякова и Пушкина, где с тех пор расположился принадлежащий бандитам магазин с недвусмысленным названием «Элита», и владелец которого по не выясненным обстоятельствам спустя некоторое время после совершения сделки отправился к праотцам.
И второй, в котором бездыханное тело бывшего хозяина здания по улице Пушкина 222, было обнаружено в помещении, предназначенном для его переселения. А также, множественное количество случаев, связанных с «чудесными» воскрешениями усопших владельцев не дешевой комратской недвижимости, которые неизвестно по каким причинам, но в основном, исключительно после собственной смерти, охотно сдавали в аренду, дарили и переоформляли на Валкана и Муската собственные квартиры, дома, и почему бы и нет, земельные участки.
Временами воскресшие собственники, спустя десятилетия после похорон, продавали принадлежавшие им городские земельные наделы, да не просто так, а предварительно отстроив на них уютные коттеджи...
Так что уж поверьте, если где и случаются чудеса воскрешения, то это место, однозначно, город-"герой" Комрат!
Семейный подряд…
Конечно, самим по себе бандитам было бы довольно сложно осуществить такой объем работы, если бы не вовремя подоспевшая «помощь подруги», которая, якобы была представлена нe кем иным, как любимой невесткой и законной супругой прокурора Гагаузии Лидией Градинар, которая довольно успешно и долгое время работала юристом, затем вице-мэром и даже некоторое время исполняла обязанности градоначальника столицы Гагаузии города Комрата.
Завитники утверждают, что именно с помощью этой "удобной" родственницы клан "Валкана" проворачивал самые знатные операции с недвижимостью и земельными участками в столице автономии, особенно в пору когда они занимаясь строительством жилых домов, расположившихся на далеко не самых худших локациях Комрата …
Оставайся мальчик с нами, будешь нашим королем (крышей)...
Ну и что, скажите Вы, а какое отношение ко всему этому имеет сам нынешний Прокурор Гагаузской Автономии Руслан Федорович Караиван, ведь отец за действия сына не отвечает… Подобным вопросом задались и мы, беседуя с многочисленными современниками клана «Валкана», на что получили более чем увлекательный ответ.
Дело в том, что по рассказам людей, знающих его лично, отец Руслана Караивана, тот самый Федор Петрович Караиван, ввиду специфики собственного образа жизни, давно мечтал внедрить в правоохранительные органы своего, родного человека, который был бы надежным прикрытием, так называемой «крышей», как семье, так и всем кланам и авторитетам, близким к Валкана в целом.
Сказано – сделано. Закончив в 1993 году городскую среднюю школу №1, будущий прокурор Гагаузской Автономии, Руслан Караиван поступает в Комратский государственный университет на отделение права факультета национальной культуры.
В 1998 году, закончив юридический факультет КГУ, молодой юрист, как заявляют наши источники, не без помощи близкого к Валкана бывшего местного прокурора Александра Стояногло, поступает на работу в органы прокуратуры Республики Молдова в качестве исполняющего обязанности помощника прокурора АТО Гагаузия, где и начинает набираться опыта по выбранной стезе.
В период с 1999 по 2004 год , по сведениям издания gagauzinfo.md Руслан резво поднимался по карьерной лестнице и занимал должности следователя, старшего следователя прокуратуры Гагаузии, следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Республики Молдова, а также, начальника отдела руководства уголовным преследованиям и предварительного следствия прокуратуры АТО Гагаузия, и уже 30 ноября 2004 года, по согласованию с Народным собранием Гагаузии Руслан Караиван был назначен на должность прокурора муниципия Комрат.
Спустя три года, 4 декабря 2007, в результате выявленных проверкой Генеральной Прокуратуры, нарушений он был смещен с должности прокурора столицы Гагаузии и переведен на место рядового сотрудника прокуратуры АТО Гагаузия.
Позже приказом Генерального прокурора РМ от 27 февраля 2012 года Руслан Федорович был переведен на должность начальника службы «Юг» прокуратуры по борьбе с коррупцией. Однако уже 2 ноября этого же года Руслан Федорович Караиван неожиданно возвращается в «родные пенаты» и становится заместителем прокурора АТО Гагаузия, а 18 января 2013 года Депутаты Народного Собрания Гагаузской Автономии утверждают его кандидатуру на должность (главного) Прокурора Автономии.
Как оказалось и эта ступень в карьерной лестнице Руслана Караивана не обошлась без поддержки «дружественного клана», который на тот момент целиком поместился в местное отделение находившейся в том момент на плаву Либерально-Демократической Партии Молдовы, которой в Кишиневе рулил Владимир Филат, а в Гагаузии небезызвестный депутат молдавского парламента Петр Влах, являющийся представителем другого криминального клана, и о котором наш портал рассказал в материале «ПО КЛИЧКЕ БОДОК».
В одном из своих писем, опубликованных на страницах интернет-портала gagauzinfo.md Петр Влах рассказал о том, что утверждение Руслана Караивана поддержала вся команда ЛДПМ, что в свою очередь вполне "оправдывает" действия прокуратуры гагаузии, отказавшейся возбуждать уголовное дело по факту фальсификации документов об образовании Петра Влаха:
«Вы бы лучше рассказали как Вы меня просили, что бы команда ЛДПМ в Народном Собрании Гагаузии поддержала кандидатуру Караивана Руслана на должность прокурора Гагаузии и мы поддержали».
Все бы ничего, но по утверждению наших источников, в биографии ставленника и «крыши клана Валкана» сохранилось достаточное количество черных пятен, ставящих под сомнение как саму логичность и правомерность его назначения на указанную должность, так и провоцирующие серьезные вопросы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью главного прокурора края, напрямую связанной с той миссией, которую определила Руслану Федоровичу его «семья».
Для начала хотелось бы уточнить, что для занятия определенных должностей и постов в органах прокуратуры, помимо прочих процедур, присутствует обязательность заполнения так называемой «Формы 246», разработанной для внутреннего пользования работников прокуратуры.
Именно при заполнении этой формы Руслан Караиван был обязан указать отсутствие близких родственников, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Что в принципе, вероятнее всего он и сделал, тем самым скрыв два уголовных дела, по которым был осужден его наближайший родственник - родной отец. Наличие подобных обстоятельств навсегда бы закрыло перед Русланом Караиваном двери прокуратуры. В крайнем случае, он мог бы заняться адвокатской практикой. Но, случилось то, что случилось…
Принимая во внимание тот факт, что цели поставленной семьей он достиг и стал клану «Валкана» (и не только им одним) надежным шитом и прикрытием в отношениях с государством и законом, остается лишь догадываться о том, что при заполнении указанного формуляра он и совершил одно из своих первых и главных должностных преступлений, преднамеренно солгав, указывая на отсутствие родственников с уголовным прошлым.
Более того, несмотря на обязанность быть главой «ока государева» и стоять на страже соблюдения законности и правопорядка на вверенном ему участке, известная широкому кругу граждан часть деятельности Руслана Федоровича Караивана на посту Прокурора Гагаузской Автономии является ярчайшим доказательством обратного.
Не стоит углубляться в дебри многотомных уголовных дел, для получения доказательств приведенных выше аргументов. В данном материале мы посчитали достаточным отразить лишь самые свежие, и более чем известные примеры противозаконной деятельности прокурора Караивана Р.Ф., 3 из которых отражены на страницах DESCHIDE.MD:
1. Одним из таких случаев является прикрытие дела супруги бывшего главы Апелляционной Палаты Комрата Сергея Губенко (осужденного по делу об отмыванию российских миллиардов под названием «ЛАНДРОМАТ») - Людмила Губенко, семья которых является близкими и личными друзьями прокурора Караивана. Несмотря на обращение прокуратуры и службы внутренней безопасности МВД, а также материалов и официальных обращений нашего портала, прокурор Караиван покрыл должностное преступление начальника Отдела кадров управления полиции Гагазуской Автономии, и тем самым увел ее от уголовной ответственности. IIIIIIIIIIII
2. В качестве второго доказательства можно привести разбирательство о фальсификации документов об образовании преступного элемента, ставшего благодаря Либерально-Демократической партии депутатом молдавского Парламента Петра Влаха, известного как местного криминального авторитета, по кличке БОДОК, и сотрудничавшей с родственной с Валканами преступной группировкой руководимой «положенцем» по югу Молдовы Василия Патрамана по кличке «Вася Кузу». И в этом случае, благодаря «чуткому» руководству Караивана в расследования дела о фальсификации документов об образовании этот случай был спущен на тормозах. IIIIIIIIIIIIIII
3. Третье. Дело о поджоге частной типографии принадлежащей Ивану Левандовскому который был осуществлен самим Петром Влахом (Бодок), и в этом случае, погрязшем в бюрократическом болоте следствия, благодаря покровительству и координации дела всесильным прокурором Русланом Караиваном. IIIIIIIIIIII
4. И наконец, утаивание и замалчивание преступных действия собственного отца, и его подельников, которые мошенническим образом завладели более чем 2 миллионами леев инвесторов Леовского района и почти 3,5 месяца находившегося в розыске и скрывавшегося от следствия, находясь под прикрытием всемогущего сына, без возбуждения дубликата розыскного дела, как того требует действующие нормы и законодательство, а также, многочисленные другие случаи, возможно не столь интересные и важные для жителей страны, но имена и фамилии главных «героев» которых на слуху у жителей Гагаузской Автономии. IIIIIII
Прекрасно понимаю что сегодня мы не живем принципами Павлика Морозова, донесшего на собственного отца, но... на наш взгляд, лучшим выходом из сложившейся ситуации для прокурора, была бы добровольная отставка, которая в положении Руслана Федоровича могла бы превратиться в почетную...
Но увы, наши чиновники более толстокожи, и вероятнее всего понятие чести мундира как и чести человеческой им мало знакомы.
Однако, что бы не говорили местные жители, как бы не изгалялись конкуренты, которых у Руслана Федоровича Караивана, наверняка больше чем мы можем себе это представить, огульно отрицать всю его деятельность на посту законоблюстителя однозначно было бы не правильно, да и несправедливо.
Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно…
И все же учитывая специфику дела, подноготную истории его прихода во власть и зачастую порочную практику противозаконных действий Руслана Караивана, на наш взгляд, органам Генеральной Прокуратуры а также депутатам Народного Собрания Гагаузской Автономии было бы не лишне крепко подумать, принимая решение о судьбе его второго мандата, в чем мы выражаем солидарность с авторами материала, упомянутого в самом начале нашего расследования.
С другой стороны, если за последние 10 лет общей профессиональной деятельности, из которых 5 - работа на должности главы Прокуратуры Гагауз-Йери прошли на удивление гладко и незаметно (ни для кого кроме народа), логично утверждать, что такой, "нужный человек" устраивает целиком и полностью существующую систему. На данном фоне возможная весть о назначении ВАЛКАНА-МЛАДШЕГО на должность главного прокурора Гагаузии на второй срок, вероятнее всего уже никого не удивит.
Истина где-то рядом…