Юлиан Кифу // Есть пределы, за которыми сдержанные эмоции становятся опасны!..
В это воскресенье, впервые с 1997 года, в Молдове прошли прямые президентские выборы. До непосредственного дня выборов, из десяти кандидатов дошли 10, из которых 2-е сняли свои кандидатуры в пользу единого претендента от оппозиционных проевропейских сил, и случилось это в первом случае - Андрея Нэстасе, после 5 месяцев незаурядных усилий, а во втором - за 4 дня до начала голосования, самоотводом Мариана Лупу. Остальные двое – Юрие Лянкэ и Михай Гимпу, продолжили свой круиз по избирательной гонке, практикуя довольно запутанную игру, заявляя то о самоотводе в пользу Майи Санду, то вновь возвращаясь к выборным хлопотам. Таким образом, окончательно с единым кандидатом не определились вплоть до окончания первого тура.
Оживления, произошедшие в последние моменты, обладали возможностью донести до электората свой мэсэдж, что в свою очередь означает достаточный конфуз среди проевропейских избирателей. С другой же стороны, Игорь Додон, главный фаворит и председатель Партии Социалистов, настроенный про-российски, прошел это испытание одним махом. С этой же стороны баллотировался и кандидат от Партии Наша Партии, руководимой Ренато Устатым, беглым политиком с возбужденным на него уголовным делом, - Дмитрий Чубашенко.
В первые часы голосования, большинство пришедших на избирательные участки голосовали в пользу социалиста, что объясняется участием в процессе голосующего контингента в возрасте от 40 до 55 лет и в большей степени 55-60. Граждане же более молодого возраста, от 25 до 40 лет, и в большей степени до 25 лет, имеющие право голосовать, практически проигнорировали процесс.
На момент закрытия избирательных участков, статистика присутствия была сравнительно похожей на статистику парламентских выборов 2014 года, что предполагало спад за 55% и естественный взлет шансов Игоря Додона, благодрая участию старшего поколения..
Главная цель на этот час – попадание во второй тур. В действительности, возможное прохождение во второй тур, благоприятно для проевропейской коалиции, или скорее коалиции анти-Додоновской. Действительно, в этом случае уйдут в прошлое как миноритарные претенденты, так и кандидаты Лянкэ и Гимпу, предоставив избирателям отдать свои голоса за Санду. Что нельзя сказать и по случаю Дмитрия Чубашенко. Часть его избирателя более не выйдет на голосование, а другая – начальные избиратели Нэстасе, сошедшего с дистанции, отойдут к Майе Санду.. Итак, честно говоря звездные перспективы Додону не светя, тогда как Санду, принимая во внимание все остальные факторы «за», плюс максимальная мобилизация -может смело претендовать на победу во втором туре.
Ну хорошо. На момент написания данного материала, ситуация может быть охарактеризована как «на грани». Никто не отрицает тот факт, что Чубашенко и Додон делят формально по-полам, один и тот же электорат, однако, благодаря участию значительного числа представителей старшего населения, может увеличить шансы для пророссийски настроенного кандидата, что в свою очередь может означать его победу уже в первом туре. C другой стороны, нельзя забывать, что принимая во внимание расстановку сил в паре город-село, то тут - явное предпочтение в пользу Майи Санду, как и со стороны мобилизованных сторонников Демпартии и Либерал-Демократов. Э то несравнимо больше поддерживающих Додона горожан и жителей крупных центров. Мобилизация гагаузов и жителей Бэлць, где мэром числится Ренато Устатый, намекает на значительную поддержку в пользу Чубашенко, что в свою очередь, повлечет падение процента проголосовавших за Додона, за 50 процентную планку.
Значительными показателями второго тура, являются следующие факторы: массовость голосующих в последние часы на участках, переформатирование избирателей по возрастному составу в пользу молодого поколения, а так же присутствие взрослых до 40 лет, значительный рост активности со стороны голосующих мобилизованных Демпартией и Либерал-Демократами в гагаузии и в Бэлць. И несмотря ни на что, второй тур обещает жаркую борьбу. Исходя из последних данных, разница между цифрами Додона 43-48 и 23-26-30 в пользу Майи Санду, - символично, но, разница кажется слишком большой, чтобы преодолеть ее, в течение ближайших двух недель. Как бы там не было, но судьба выборов, как и судьба изменения внешнеполитического вектора развития все еще не является предельно ясной и четкой.
Редактор русской версии Рустам ОРУДЖАЛИЕВ