Состоявшиеся накануне вечером, телевизионные дебаты двух оставшихся конкурентов вышедших во второй тур, президентских выборов, намеченных на 13 ноября, для многих стали неожиданностью. Несмотря на то, что перспектива дебатов витала в обществе, свершившийся факт был большим сюрпризом.

Впервые в новейшей  истории Молдовы, два противника, как в плане внешней так и внутренней политики,  два совершенно разных кандидата на пост главы государства, напрямую избираемого народом, мужчина и женщина, консерватор- социалист и демократ с либеральным оттенком, сторонник востока и приверженка западных идей и европейских ценностей,  умудренный опытом , коварный политик и хрупкая женщина-новичок,  сошлись в телевизионной битве мнений.   

Разгоревшийся  поединок «титанов»,  обозначил множество позиций и мнений, взаимных претензий и упреков , снисходя порой до уровня обычной склоки двух обывателей, что к сожалению не делает чести ни одному из участников, исключая ведущую, роль которой в состоявшемся шоу была скромна и под час незаметна.

Из списка обсуждаемого самыми интересными на наш взгляд стали несколько моментов, на которых мы хотели бы остановиться.

Отвечая на  вопрос с подтекстом, заданный социалистом Игорем Додоном по поводу будущего Молдовы, как независимого и суверенного государства, Майя Санду,  с уверенностью и холодом ответила, что на ее взгляд:

 «сложно рассуждать о подобном статусе, принимая во внимание,  нахождение на территории страны иностранных войск,  принадлежащих  так обожаемой Игорем Додоном,  РФ,  и незаконно расквартированных  в  левобережных районах Молдовы».


Игорь Додон попытался "вернуть" Санду на землю, и напомнил ей , что совсем недавно, "в этой же студии, его визави заявляла, что проголосует за  объединение Молдовы и Румынии. Что же означает такая трактовка? 

«- В этой студии я говорила, что в случае референдума по данному вопросу, на котором весь народ  попросят высказать свое мнение,  моя позиция будет таковой.  Не Додон и не Санду решают судьбу страны, это право принадлежит только народу». заявила Майя Санду.

В свою очередь, председатель партии Действие и Солидарность, так же позволила себе усомниться в искренности статалистских позиций  лидера ПСРМ,  заявляющего своими целями курс на федерализацию страны и ее скорейшее вступление в таможенный  и политический союз с Россией.

Учитывая появившиеся в сми и интернете заявления ЛГБТ сообщества, о поддержке Майи Санду на нынешних выборах, глава партии социалистов попытался уточнить, откуда « растут ноги» у этого заявления:

«Может Вы госпожа Санду, имеете  лично какое-то отношение к этому сообществу?»  Одновременно с вопросом Додон попытался сделать далеко идущие выводы о том, что кандидат проевропейской, правой оппозиции наметил себе планы на узаконивание браков между секс-меньшинствами в Молдове,  и покушении на христианские ценности,  противником первых и ревностных хранителем  вторых, считает себя социалист Игорь Додон, « как отец троих детей и примерный семьянин».

«Нет, я лично никакого отношения к данному сообществу не имею. А мои принципы построены на уважении и соблюдении прав всех граждан в не зависимости от их взглядов и предпочтений», ответила Майя Санду

«Что же касается вопроса моего отношения к церкви и к христианским ценностям, в общем-то, я могу это доказать», уточнила Санду,  представив  благодарственное письмо от Митрополита Молдовы Владимира , с  похвалами и признательностью, за личный вклад Майи Санду в упрочение христианских ценностей. «Вопросы духовных и христианских ценностей решаются не позированием на фоне свечей и алтаря, а конкретными делами!», добавила лидер партии Действия и Солидарность.

Отдельной, большой темой стал «разбор полетов». Кандидаты, на перебой старались обвинить друг-друга, в связях с главным олигархом страны и ее тайным руководителем Владом Плахотнюком.

                                                 

«Господин Додон, Вы являетесь государственным служащим, с о скромным жалованием. Объясните народу, откуда вы взяли 200,000 евро на чартерный рейс, и почему воспользовались для этого самолетом Плахотнюка?..», вопрошала Майя Санду.

«-Я летал на этом самолете ни как официальное лицо, а просто,  как гражданин Игорь Додон, вместе с женой. Сначала в Одессу, оттуда в другое направление, по приглашению друзей, которые и оплатили все расходы.  Кстати, а ведь вы с господином Филатом летали тем же самолетом… Куда, и на какие деньги, и чем Вы там с Филатом занимались?... Я уверен, что  эта поездка была оплачена из средств украденных Филатом, из Банка де Економии!!!», ответил Игорь Додон.

Реакция Майи Санду:

«Господин Додон! Ложь – это ваш конек. И данный случай, ярчайшее тому подтверждение. Вместе с господином Филатом, в качестве участников Правительственной делегации на этом самолете мы летали  в Доху. В ходе этого визита, был подписан договор о сотрудничестве между министерствами образования Молдовы и Норвегии. Так же, в ходе визита, молдавская сторона занималась изучением вопроса имплементации реформ в области образования. Эта поездка была оплачена из фондов правительства, и на этот счет имеется постановление кабинета министров,  с которым Вы можете без проблем ознакомиться…», заявила экс-министр образования.

Не менее интересными  были вопросы единого кандидата по поводу имущества  Додона, его огромного дома, под покупку которого социалистом был получен преференциальный кредит в банке олигарха, Влада Плахотнюка, а так же, констатации Майи Санду, на тему общего бизнеса Додона и Плахотнюка, в его бытность министром экономики. На тот момент, именно Игорь Додон ведал сектором приватизации. По словам Санду, именно министр экономики  Игорь  Додон покровительствовал «Координатору» в процессе приватизации государственного имущества, где самым громким был скандал, связанный с приватизацией гостиницы «Кодру», приобретенной олигархом за цену в несколько раз меньше ее рыночной и реальной стоимости.

«Вот откуда все и началось!» , заявила Санду, «Для меня лично слова ДОДОН и ПЛАХОТНЮК, давно являются синонимами!...», подчеркнула Санду.

 

Игорь Додон: «Вы сами и есть "творение Плахонюка», парировал социалист.  Вы избирались в Парламент как член партии Филата, голосовали за назначение  фина  Влада Плахотнюка, на пост спикера,  работали в трех правительствах под его руководством… Вспомните свой недавний, печальный опыт руководства министерством образования!.. Ваши действия вызвали гнев родителей и ненависть учащихся. Вы закрыли множество школ, «осиротили» целое поколение молодежи, обрекли их на невежество.

Надеюсь молодежи еще не забылось «чувство позора», которые они испытывали проходя в аудитории сквозь сканеры?», ответил Игорь Додон.

Майя Санду: « Я никогда не встречалась с Плахотнюком, и не была членом партии Влада Филата. Закрытие школ, явилось прямым результатом вашей деятельности на посту Министра Экономики. Имеющиеся у нас данные доказывают,  что за это время, Молдову покинули более 135 тысяч граждан, и уехали они вместе с семьями, в поисках лучшей доли для себя и достойного будущего для своих детей!  Смешно слышать упреки подобного рода от ПЛАГИАТОРА!».

Это были одни из самых, на наш взгляд, интереснейших моментов первого тура телевизионных дебатов. Остальные вопрос,  как и  ответы на них, перенесли уровень дискуссии в плоскость  разборок «двух базарных торговок», типа: «ты дура-сам дурак!», да так что лимит времени Майи Санду закончился минут на 15 раньше  Игоря Додона, и,  погрузившись в привычную для нее атмосферу молчания,  единый кандидат с плохо скрываемым презрением слушала лидера Социалистов.

К сожалению даже в финале передачи, противники не попытались умерить свои амбиции и  сформулировать основные принципы собственных программ,  обсудив, с визави, их плюсы и минусы. Ни слова не было произнесено  ни по экономическим вопросам,  ни по внутриполитическим моментам. Все дискуссии, реплики и обращения  ограничились взаимными оскорблениями,  обвинениями, домыслами, и стремлением очернить противоположенную сторону.  Венчали  всю эту «политическую» склоку  призывы  голосовать именно за себя-любимых и «святых».

 Нам, же, остается лишь предполагать о чем  думала молчащая Майя Санду, и какие выводы были сделаны Игорем Додоном  а так же, следить за реакцией  экспертов и политологов, и дождаться второго раунда дебатов, с надеждой, что именно этот раунд не станет репликой известного  журнала видео комиксов «Каламбур», с его незабвенной рубрикой: «Деревня дураков».