Уже несколько лет подряд в начале мая Европу и даже США охватывает опасный вирус – вирус «победобесия». Во многих городах континента проходят шествия «Бессмертного полка» - идеологической акции Кремля, призванной продвинуть собственную версию истории победы над Германией. Россия умело навязывает формат празднования победы над нацизмом, пытаясь таким образом решить собственные политические проблемы.

Порой кажется, что современное толкование итогов Второй мировой войны для современной России вписывается в одну фразу, которую приписывают Иосифу Сталину. Тот на приеме в честь командующих фронтами летом 45-го после окончания боевых действий в Европе провозгласил тост: «За великий русский народ, победивший фашизм». Напомню, что Владимир Путин еще в 2010 году утверждал, что войну с нацизмом Россия могла бы выиграть и без Украины (очевидно, что и без других республик Советского Союза».

Однако в последние годы в разных городах мира 9 мая (хотя окончание боевых действий в Европе в большинстве стран континента отмечают 8 мая) шествует «Бессмертный полк». Технология, и это следует откровенно признать, эффективная, ведь пытаться противодействовать чествованию победителей нацизма – затея заведомо провальная. Зато под картонки с портретами реальных и мнимых участников той страшной войны можно завести немало людей, далеко не всегда симпатизирующих России, назвать их своими сторонниками и активно транслировать телевизионную картинку по всему миру. 

Усиливают эффект фальшивые ветераны, щедро увешанные разнообразными медалями, больше напоминающими театральный реквизит.

С помощью «Бессмертного полка» Россия продвигает советское видение истории трагических событий 40-х годов. И у нее есть благодарные слушатели: миллионы людей в бывших республиках СССР живут в парадигме советской-немецкой или Великой Отечественной войны, начавшейся 22 июня 1941 года и завершившейся 9 мая 1945-го. В ней не столько хронологически, сколько логически нет места разделу Польши вследствие «брудершафта двух диктаторов», оккупации Советским Союзом независимых балтийских республик и Северной Буковины и Бессарабии.  Да и «зимняя война» с Финляндией 1939 – 1940 годов упоминается в современной России как-то вскользь.

За бравурными маршами и парадными коробками 9 мая, за георгиевскими лентами и лозунгом «Можем повторить» не видно главного: в бывшем Советском Союзе никогда не узнают точного числа погибших во Второй мировой войне, а в России максимально ограничивают возможность получить эту информацию (Росархив по распоряжению президента России закрыл информацию по Второй мировой войне до 2040 года). Зато навязывают свою версию победы и помогают тем, кто под красными знаменами пытается решить свои собственные политические задачи.

На самом деле, куда больше «Бессмертного полка» нам всем нужен диалог о той страшной войне, в которой в столкновении двух тоталитарных режимом были перемолоты десятки миллионов жизней. Диалог и дискуссии, публикация документов и воспоминаний немногочисленных живых еще участников Второй мировой.  Никто не собирается ставить под сомнение ценность победы над нацизмом, но и прощать преступления сталинизма, выдавая диктатору «победоносную» индульгенцию, нельзя.

Евгений Магда специально для Deschide.MD. 

Справка. Евгений Магда — кандидат политических наук, доцент. В 1996 году окончил с отличием Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, в 2006 году — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Региональный конфликт на Ближнем Востоке в глобальном контексте».

Доцент Издательско-полиграфического института НТУУ КПИ имени Игоря Сикорского, где читает курсы «Политконсалтинг, предвыборные технологии и политическая реклама», «Деятельность СМИ в условиях гибридной войны», «Международный имидж Украины».

Автор исследований «Гибридная война: выжить и победить» (Харьков, 2015), «Гибридная агрессия России: уроки для Европы» (Киев, 2017). Вместе с Татьяной Водотыкой написал книгу «Игры отражений: какой Украина видит мир» (Харьков, 2016). В 2017 году в издательстве «Клуб семейного досуга» вышла книга «Шестой. Воспоминания о будущем» — исследование об украинских президентах.

С апреля 2017 года — член Общественного совета при МИД Украины.