Российский МИД устами заместителя министра Григория Карасина объявил о паузе в российско-американских переговорах об урегулировании на Донбассе. На Смоленской площади констатировали положение вещей, сложившееся с января 2018 года, когда Курт Волкер и Владислав Сурков в последний раз встретились в Дубае. Сам Волкер во время своего шестого за последние 10 месяцев визита в Украину подчеркнул, что не располагает информацией о прекращении полномочий Суркова как переговорщика, но готов к продолжению диалога.

В российском информационном пространстве уже вовсю говорят  о возможном уходе Владислава Суркова с должности президентского помощника. Не думаю, что речь идет о «потере доверия» - излюбленной формулировке Кремля для увольнения разочаровавших или ослушавшихся чиновников. Давайте не забывать, что именно Сурков был, как минимум, высокопоставленным диспетчером гибридной агрессии России на Донбассе, от которого во многом зависело ее развитие.

Путин отводит верного политического оруженосца на второй план не по причине недоверия, здесь куда важнее другой факт: Кремль тянет время, рассчитывая на президентских выборах в Украине получить более сговорчивого партнера, готового согласиться на возвращение Донбасса на российских условиях и не поднимать тему оккупации Россией Крыма. Полагаю, что готовых на это украинских политиков весной 2019 года будет несколько в бюллетене для голосования. Динамика отношений с Западом не позволяет российскому руководству игнорировать его позицию в международных отношениях, а вот тянуть время под благовидным предлогом – запросто.

В российских СМИ называют двоих возможных преемников Суркова – Дмитрия Козака и Михаила Бабича. Бабич интересен тем, что он несостоявшийся посол в Украине, кандидатуру которого официальный Киев не одобрил, публично продемонстрировав качество двусторонних отношений. Несостоявшийся посол работает президентским постпредом в Приволжском федеральном округе. Куда интереснее и вероятнее другая кандидатура: уроженец Кировоградщины и выходец из «питерских» отметился еще в 2003-м «меморандумом Козака», направленном на ползучую федерализацию Молдовы.

Если Суркова в переговорном процессе с Куртом Волкером сменит Дмитрий Козак, он вспомнит свой опыт «урегулирования» в Молдове, ведь развитие ситуации не убедило Россию в ошибочности ее подходов. Кремль попытается протолкнуть «особый статус» и федерализацию Украины как залог прекращения ее продвижения по пути европейской и евроатлантической интеграции, которая в Москве воспринимается как болезненный вызов интересам России. По старой памяти Козак постарается вмешаться и в парламентские выборы в Молдове, от итогов которых также будет зависеть продвижение Молдовы в Европу. Москве нужен дополнительный рычаг давления на Киев, а Игорь Додон дает понять, что победа ПСРМ позволит развернуть внешнеполитический курс Молдовы.

Отбросив конспирологические версии, отметим, что Путин пытается осуществить рокировку своих переговорщиков не столько под давлением западных санкций, сколько исходя из собственных интересов, с которыми он пытается заставить считаться Запад.  Имя переговорщика по Донбассу имеет куда меньшее значение по сравнению с нежеланием России менять свои подходы к урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве.