Евгений МАГДА // Дело Бабченко. Анализ без эмоций
Резонанс вокруг «дела Бабченко» вышел за пределы Украины, его активно обсуждают практически во всем мире. Хотя недостатка в оценках нет, постараюсь представить собственную версию случившегося.
В Украине продолжается гибридная война, и сценарии дестабилизации ситуации для России, которая является агрессором, куда предпочтительнее широкомасштабное наступление на Донбассе. Тем более – за девять месяцев до президентских выборов, на которых Кремль рассчитывает получить более сговорчивого украинского президента для переговоров об урегулировании конфликта на Донбассе по своему сценарию. Смерть российского журналиста в Киеве могла стать катализатором серьезных потрясений. Случившееся с Аркадием Бабченко, который согласился сотрудничать с СБУ для спасения своей жизни, напомнило многим, что война не окончена, а жертвы гибнут не только на линии фронта.
Украинское общество живет в состоянии стресса уже пятый год, после расстрела Небесной сотни, аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе. В нем нет монолитности, обеспечиваемой авторитарным правлением, а стремление ряда политиков утопить действующую власть любой ценой, откровенно говоря, удивляет. И, конечно же, не способствует становлению мощной Украины. Тезисы о «падении доверия к СБУ», которые активно сегодня продвигаются в информационном пространстве, вызывают разве что умиление, поскольку эффективность спецслужб определяется во всем мире отнюдь не доверием к ним, а открытость прямо противопоказана их работе.
Поэтому заявления международных правозащитных организаций, «глубокая обеспокоенность» ОБСЕ и возмущение «Репортеров без границ» в данном случае значат куда меньше понимания ситуации, выказанного ЕС и НАТО. Они, как представляется, получили разъяснение по дипломатическим каналам, которое их удовлетворило. Кстати, стоит напомнить, что речь шла о спасении жизни человека.
Россия будет продолжать активизировать агентов влияния не только в Украине, дабы постараться решить сразу несколько задач. Во-первых, снизить интерес к причинам резкой активизации своей пропагандистской машины после сообщения о покушении на Аркадия Бабченко. Во-вторых, попытаться дискредитировать Украину и подорвать к ней доверие Запада. В-третьих, отвлечь внимание от голодовки в ее тюрьмах украинских политических заключенных Олега Сенцова, Владимира Балуха, Александра Кольченко. Накануне чемпионата мира по футболу такой резонанс Кремлю не нужен.
Противостояние России и Украины продолжается, но о деле Бабченко забудут нескоро. Главный урок, который стоит из него вынести украинским политикам и их коллегам на постсоветском пространстве: необходимо четко сформулировать национальные интересы и защищать их. Тем более – в современном турбулентном мире.