Евгений МАГДА // Прямая и реальная угроза
Группа экспертов из 14 государств, ранее входивших в социалистический лагерь, обнародует в разных европейских странах информацию об Индексе устойчивости к российской пропаганде. К сожалению, Молдова занимает в нем последнее место.
Этот факт подтверждает еще одно предположение: гибридная агрессия осуществляется не ради обладания территориями, а для установления контроля над помыслами и интересами граждан самых разных европейских государств. Интенсивная ретрансляция российских каналов и активное использование Русской православной церкви для трансляции месседжей, прямой интерес в которых сосредоточен в Кремле.
Статус аутсайдера в данном вопросе является не столько проблемой, сколько вызовом. Боюсь, что нейтральный статус Молдовы для России означает мало, поскольку в Кишиневе говорят о стремлении стать членом Европейского Союза. В Москве в сегодняшних условиях не будут делать отличий между участниками южного фланга НАТО и странами, «всего лишь» заявляющими о намерении евроинтегрироваться.
Предстоящие парламентские выборы в Молдове находятся под прямой и реальной угрозой интенсивного информационного вмешательства со стороны РФ с целью дискредитации проевропейских сил. Любые элементы сближения постсоветских государств с ЕС воспринимаются в Кремле как поражение и предательство «неблагодарных союзников», с которыми необходимо бороться со всей строгостью. И раз уж Россия пыталась вмешиваться в президентскую гонку в США, европейским государствам не стоит быть беспечными.
Это означает, что перед Молдовой и другими государствами, намеренными стать частью политического Запада, стоит серьезный вызов. Это не только налаживание стратегических коммуникаций и борьба с дезинформацией на государственном уровне, но и эффективное сотрудничество государственных органов и негосударственных организаций в деле противодейстия фейкам и манипуляциям.
Евгений Магда, директор Института мировой политики (Киев) специально для DESCHIDE.MD