Евгений МАГДА // Чемпионат смерти
В России продолжается чемпионат мира по футболу – праздник спорта для сотен миллионов его почитателей. Но за кулисами спортивного действа продолжается совсем другой поединок.
В советской исторической мифологии о войне с нацизмом присутствовал «матч смерти» в оккупированном немцами Киеве. Правда, историческая правда выглядит несколько иначе, и футболисты, расстрелянные в Бабьем Яру, погибли по другим причинам, не из-за победы над оккупантами. Интересно, что в 2012 году в России выпустили фильм «Матч» по мотивам советской версии, продюсерами которого стали российские политтехнологи Дмитрий Куликов и Тимофей Сергейцев.
Борьба России за проведение чемпионата мира не была отчаянной, призывы отобрать у нее Мундиаль не набрали критической массы. Интересно, что на церемонии открытия присутствовали полтора десятка лидеров разных государств, среди которых особое внимание привлекли президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Не удивлюсь, если после футбола они проводили переговоры о поставках российского оружия для своих стран, ведь ни в Баку, ни в Ереване не считают схватку за Нагорный Карабах законченной.
Олег Сенцов, крымчанин, незаконно осужденный на 20 лет и отбывающий срок в колонии за полярным кругом, объявил голодовку накануне чемпионата мира по футболу. Он требует освободить всех украинских политических заключенных, находящихся в российских тюрьмах. Их не менее 60, точное число остается неизвестным. Уже более 100 дней в оккупированном Россией Крыму голодает Владимир Балух – фермер, который рискнул поднять над своим домом сине-желтый флаг. Россия не допускает украинского омбудсмена Людмилу Денисову к заключенным, хотя две недели назад президенты Порошенко и Путин договорились о взаимных посещениях уполномоченными по правам человека.
Вынужден признать, что 6 тысяч граждан Украины поехали в Россию смотреть футбол, миллионы смотрят его по телевизору – матчи транслирует популярный в Украине телеканал «Интер». Парадоксально, но это подтверждает не только равнодушие и политическую беззубость некоторых граждан, но и существование демократии в Украине.
Расчет Сенцова страшен и прост: пока в России праздник футбола, надо привлекать внимание к серьезной проблеме. Он поставил на кон свою жизнь и намерен идти до конца. Российская власть будет замалчивать происходящее с украинскими заключенными, как минимум, до 15 июля, до финала чемпионата. Более того – будет вбрасывать в информационное пространство отвлекающие объекты, размывая сигнал.
После завершения ЧМ-2018 ситуация вряд ли изменится к лучшему. Но у узников Кремля нет другого выхода, они используют доступные им средства протеста. И для них это чемпионат смерти.
Евгений Магда, директор Института мировой политики (Киев) специально для Deschide.MD.