Евгений МАГДА // Опасное возвращение
Президент России назначил Дмитрия Козака своим специальным представителем по развитию торгово-экономических отношений с Молдовой. Одновременно признаны утратившими силу указы Путина и Медведева, которыми Дмитрий Рогозин был назначен спецпредставителем по Приднестровью.
С одной стороны, официальный Кишинев должен праздновать победу, ведь в Кремле назначен чиновник, который должен способствовать развитию российско-молдовских отношений. С другой – им стал Дмитрий Козак, который 15 лет назад предлагал известный меморандум об урегулировании приднестровского конфликта, предполагавший федерализацию Молдовы.
Думаю, что неслучайно Козак возвращается на молдовское направление работы не только в преддверии парламентских выборов, но и во время заметного охлаждения отношений между Кишиневом и Брюсселем, которое было вызвано отменой результатов голосования на выборах примера столицы Молдовы. В России продолжают считать постсоветское пространство своей вотчиной и оперативно реагируют на политические изменения. Формального повода говорить о неприятии Козака у правительства Филипа сегодня нет.
Очевидно, что после встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в Хельсинки у российского президента появилось ощущение, что он доминирует в мировой политике, поскольку из уст Дональда Трампа не прозвучало предостерегающего окрика. Констатация незаконного пребывания российских войск в Грузии, Молдове и Украине отмечена в заявлении саммита НАТО, но им в Кремле могут пренебречь. Игра стоит свеч и по той причине, что нейтральная Молдова тесно примыкает к южному флангу НАТО и позволяет активизировать воздействие, как минимум, на Румынию.
Исходя из украинского опыта последних лет, позволю посоветовать коллегам в Молдове: и власти, и экспертному сообществу стоит подготовиться к заметной активизации России даже в условиях невозможности влиять на ситуацию через новостные программы. Инструментов влияния и кроме телевидения в руках Кремля немало, они обкатаны в разных странах и уже в ближайшее время будут пущены в ход. Самое время разобраться с направлениями главных информационных ударов и политических маневров и задуматься о нейтрализации их последствий.
Евгений Магда, директор Института мировой политики (Киев) специально для Deschide.MD.