Россия в полной мере использовала смерть своего ставленника в Донецке для попытки перехватить инициативу в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе. И Украине, и странам Запада следует быть бдительными.

Вечером 31 августа в донецком кафе с названием «Сепар» прогремел взрыв, жертвой которого стал глава так называемой «ДНР» Александр Захарченко. Он умер в больнице, и уже спустя несколько часов в эфире российских медиа начался информационный шабаш, в ходе которого в смерти Захарченко обвинили украинские спецслужбы. Спикер Госдумы Володин заявил, что «смерть Захарченко обнуляет Минские договоренности», Путин выразил соболезнования «народу Донбасса».

Хочу напомнить, что подпись Захарченко, равно как и подпись исчезнувшего в прошлом году с авансцены его подельника из Луганска Плотницкого, не сопровождается никакими «регалиями». С формальной точки зрения погибший был гражданином Украины, поэтому стремление российского Следственного комитета расследовать его смерть выглядит несуразным. Не менее странным выглядит и словосочетание «народ Донбасса», придуманное в Кремле.  О «самостоятельности» Захарченко свидетельствует отсутствие даже минимальных попыток вести свою игру на Донбассе, если исключить, конечно, стремление «освоить средства».

После смерти своего ставленника, по всей видимости, ставшей результатом разборок российских силовиков, российская государственная машина будет пытаться обвинить Украину во всех смертных грехах. Цель проста - избежать необходимости вести диалог и искать пути разрешения конфликта на Донбассе, начавшегося с подачи Кремля. Этот факт, как представляется, осознают в Вашингтоне и Брюсселе, но обратить на него внимание не будет лишним. Москва попытается под благовидным предлогом избегать встречи в формате Волкер – Сурков, на которой должна обсуждаться перспектива ввода на Донбасс миротворцев.

Прогнозирую, что Россия попытается использовать ближайшие 6-7 месяцев (до президентских выборов в Украине), чтобы вывести в оккупированном Донбассе на политическую арену нового «лидера» - не менее зависимого, но менее замаранного кровью. Возможно, у него найдется даже партбилет какой-то украинской политической силы. В Кремле понимают, что «донбасской идентичности» нужен «лидер в штатском», и именно такого попытаются вмонтировать на место Захарченко, заодно пытаясь убедить Запад в договороспособности своей марионетки и рассчитывая на смену власти в Киеве.

Евгений МАГДА, Институт мировой политики

Специально для Deschide.MD