Антон МИХНЕНКО // Конец РСМД? Что дальше?
Ключевой новостью начала текущей недели стало заявление президента США Д.Трампа о намерении выйти из знакового соглашения, которое завершило Холодную войну, - Договора про ликвидацию ракет средней и малой дальности (РСМД). Пока, это лишь заявление, однако, оно, скорее всего, найдет свое отражение в конкретных документах Белого Дома. Ведь, к сожалению, о неизбежности разрыва РСМД эксперты говорят уже достаточно давно. Если это произойдет то, по факту, мир станет на пороге очередных существенных изменений в сфере безопасности.
Немного фактов
Для понимания следует напомнить, что РСМД - это бессрочное соглашение, подписанное 8 декабря 1987 между США и СССР, которое предусматривало, что его подписанты обязуются не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (1000-5500 км) и малой (500-1000 км) дальности. Стороны должны были в течение 3 лет уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия 500-5500 км, включая ракеты, как в европейской, так и в азиатской части СССР. Самыми известными широкой публике видами этих вооружений, которые попали под сокращение, стали с советской стороны - РСД-10, Р-12, Р-14, ОТР-22 ОТР-23 (9К714 «Ока»), а с американской — «Pershing-1А», «Pershing-2» и BGM-109G «Tomahawk» (наземного базирования). До 1991 г. они были ликвидированы, и до 2001 г. шли взаимные инспекции.
Однако, со временем ситуация изменилась. Развалился Советский Союз, усовершенствовалась тактика и стратегия ведения боевых действий, повысилась эффективность применения обычного вооружение, появилась угроза ракетного удара со стороны Ирана и Северной Кореи, и многое другое. Учитывая это, стороны подписанты соглашения - США и РФ (правопреемница СССР), стали искать лазейки и новые возможности для обновления собственного потенциала ракетного вооружения в данном сегменте. Особенно это стало ярко заметно с приходом к власти в России В.Путина, который заявил о гипотетической возможности выхода РФ из договора РСМД еще в июне 2000 г.
Ужасные события 11 сентября 2001 г. в США, когда в результате теракта погибли тысячи невинных американцев, стали причиной выхода Соединенных Штатов из договора по ПРО. В дальнейшем Штаты с целью обеспечения своей безопасности стали выстраивать и усовершенствовать собственную систему противоракетной обороны, как на континентальной части Америки, так и в Европе, делая ставку, преимущественно, на незапрещенном морском компоненте — кораблях с БИУС «Aegis» и соответствующим набором ракет на борту.
Однако, руководство РФ, с размещением США элементов ПРО в Европе, начало постоянно твердить, что, якобы, таким образом «Соединенные Штаты ослабляют ударный потенциал российских стратегических сил». Иными словами – Россия не сможет эффективно применять свое ядерное оружие против потенциальных противников. Откровенно говоря, странная логика. Выходит, когда Европа живет под страхом ядерного удара — это хорошо, а когда нет — плохо.
Кроме того, по мнению Москвы, под действиями США по обеспечению безопасность своих союзников по НАТО в Европе путем установки наземной версии морского комплекса ПРО, «скрывается попытка создания возможностей для ракетно-ядерного удара по России». Так, Кремль убежденно утверждал, что Пентагон, разворачивая на европейском континенте универсальные пусковые установки Mk41, устанавливаемые на кораблях с БИУС «Aegis», закладывают в них возможность использовать не только заявленные противоракеты, но и крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk», в том числе с ядерными боеголовками.
Однако, при этом никаких конкретные факты, которые бы доказывали это, не приводились, а мнения реальных специалистов в свое время посетивших подобные объекты и свидетельствовавших об обратном, в учет не принимались. Пропагандировался классический подход «Вы все врете», «Вы не все знаете», «Нам здесь в Москве виднее» и т.п.
Кремль отказывался воспринимать тот аргумент, что, даже если вдруг, он оказывается прав, то на самом деле, для США развернутые на территории Восточной Европы ракеты, «погоды не строят». Ведь Пентагон имеет не менее 6000 крылатых ракет только на море, а добавление к этому потенциалу еще пару десятков крылатых ракет в Румынии и Польше, ничего не решают.
При этом Москва сама не соблюдала РСМД, а наоборот, делала все для его разрушения. Так, созданные после подписания договора российские оперативно-тактические ракеты наземного базирования «Искандер» (SS-26 Stone), по оценкам европейских экспертов имеют дальность действия гораздо большую, чем 500 км. Кроме того, РФ обладает новыми, подвижными грунтовыми ракетными комплексами с межконтинентальной баллистической ракетой РС-26 «Рубеж» (SS-X-31), которые с 2016 г. должны были поступать на вооружение РВСН РФ. Ракета может запускаться по целям на дальности 2000-6000 км, то есть на расстояние запрещенное РСМД.
И это еще не все. Периодические доклады Государственного департамента США о «Соблюдение мер контроля над вооружениями, режима ядерного нераспространения, а также договоров и обязательств по разоружению», начиная с 2014 г. указывают на то, что Соединенные Штаты обладают информацией, что РФ неоднократно испытывала наземные крылатые ракеты в диапазоне расстояний 500-5500 км. Специалисты ракетной отрасли убеждены, что речь идет о ракетном комплексе с крылатой ракетой большой дальности наземного базирования 9М729 - SSC-X-8, которая, по сути, является сухопутным вариантом ракеты 3М14 ракетного комплекса «Калибр-НК» и которая, якобы, введена в состав ракетного комплекса 9К720 «Искандер-М». По оценкам американских экспертов дальность действия ракеты находится в пределах от 2000 до 5500 км. Испытания 9М729 завершены, и Россия уже приступила к развертыванию этих ракет. Об этом, косвенно могут указывать данные открытого плана закупок АО «Центральное конструкторское бюро «Титан» (Волгоград) на 2016 г., где фигурировало приобретение восьмиколесного шасси МЗКТ-7930 для изготовления новых самоходных пусковых установок 9П701 и транспортно-заряжающих машин 9Т256 из состава ОТРК«Искандер-М». В статье The New York Times «Russia Deploys Missile, Violating Treaty and Challenging Trump» в феврале 2017 г., в частности, говорилось, что уже развернуты два дивизиона этих ракет. Один учебный - на полигоне Капустин Яр, а второй - он же первый боевой, в декабря 2016 г. был передан из Капустина Яра в части центрального региона России.
Выходит, что РФ формально нарушила взятые на себя обязательства, ведь после подписания соглашения были разработаны и испытаны именно наземные ракеты, как баллистические, так крылатые, что подпадают под запрещенную категорию.
И что же дальше?
Фактически, ситуация такова, что руководство России своими действиями подтолкнуло США первыми выйти из соглашения РСМД. Белый дом это прекрасно понимает. Как и то, что он сейчас находится в гораздо более выгодных для себя условиях, чем Кремль. Ведь учитывая то, какой негативный имидж создала вокруг себя Москва в результате аннексии Крыма, трагедии вокруг рейса МН-17, отравлении в Солсбери, войны в Сирии и т.п., действия Вашингтона воспринимается как следствие, а не как инициатива и проявление агрессивных намерений. И это с присущей «озабоченностью», но все же воспримут «сильные мира сего».
Однако, к чему все это приведет? По факту, происходит следующее. Трамп, в действительности, приглашает Путина посостязаться в гонке вооружений. И ВВП придется на это пойти, так как риски и угрозы будут только нарастать. Кроме того, Кремлю необходимо поддерживать риторику необходимости «защиты территорию России от врага». Вот только вопрос в том, надолго ли хватит сил и ресурсов в РФ, чтобы продержаться и выстоять в новой гонке вооружений? Скорее нет, чем да. Хотя, «чем черт не шутит»….
Приведет ли разрыв РСМД к реальному ракетному противостоянию между РФ и США на европейском континенте? – Сомнительно. Ведь никому, в том числе Кремлю, не выгодно превращать Европу в «радиоактивный пепел», чтобы кто не говорил. Ведь львиная доля доходного бюджета РФ приходит через продажу углеводородов именно в Европу. Поэтому жесткая риторика Москвы к своим оппонентам на европейском континенте, это лишь слова, не более того.
Следующий, куда более важный момент – перспективы СНВ-ІІІ - Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, пролонгация которого в 2021 г. на дальнейшие пять лет находится под угрозой. Как известно, он предусматривал сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков — до 700 единиц. Этот документ, а также подписанные перед ним СНВ-І и СНВ-ІІ, стали ключевыми соглашениями, которые засвидетельствовали намерение США и РФ к деэскалации напряжения и предотвращения угрозы ракетно-ядерного противостояния. Они позитивно повлияли на мировую обстановку и отношения других стран к вопросу приобретения/создания собственного ядерного вооружения. При нынешнем уровне взаимоотношений между США и РФ, существуют большие сомнения, что в 2021 г., когда оканчивается срок действия СНВ-ІІІ, этот документ будет «переподписан». И вполне очевидно к чему это может привести, особенно в контексте реакции разных стран, давно желающих попасть в ядерный клуб.
Есть и еще одно мнение, касающееся дальнейшего развития ситуации. Выход США из РСМД может стать катализатором для заключения нового соглашения по ядерному вооружению, где участниками процесса будут не только Соединенные Штаты и Россия, но и другие страны с ядерным потенциалом. В результате чего могут быть выработаны новые «правила игры» в вопросе будущего этого типа вооружения. Однако это туманная идея, реализация которой очень маловероятна.
Однозначно сказать, что конкретно ожидает мировое сообщество весьма трудно, однако ясно одно, мир на пороге существенных перемен, последствия которых могут быть непредсказуемы.
Антон Михненко специально для Deschide.MD
Антон Михненко закончил Киевский университет права Национальной академии наук Украины (2008) и Житомирский военный институт радиоэлектроники им. С.П.Королева (2002), который сегодня входит в состав Национального авиационного университета Украины. Постоянный автор статей в журналах Defense Express «Экспорт оружия и оборонный комплекс Украины» и Ukrainian Defense Review. Автор ряда исследований и статей по проблематике обороноспособности, промышленной политики, военно-технического сотрудничества и реформирования ВС в различных средствах массовой информации Украины («Зеркало недели», «Комментарии» и др.).