Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ с весны 2014 года работает в Украине. Заместитель ее руководителя Александр Хуг 31 октября завершает свои полномочия. Перед уходом он сделал ряд любопытных заявлений.

Для начала нужно понять, кем является Хуг для украинских и европейских медиа. Он фактически является официальным лицом СММ ОБСЕ, активно комментирующим происходящее на Донбассе. Очевидно, что представитель ОБСЕ является дипломатом, достаточно опытным, чтобы избегать однозначных оценок. По крайней мере, так казалось до последней декады октября.

Однако перед уходом должности господина Хуга словно прорвало. Если в интервью информационному агентству «Укринформ» он сообщил об отсутствии гарантий безопасности для ночного патрулирования, едва ли не впервые отметил, что представителей России в составе СММ – чуть больше 5%, а более половины наблюдателей составляют представители ЕС, то в материалах для англоязычных медиа представитель СММ ОБСЕ оказался более красноречивым. Констатация, что каждый доллар, потраченный на конфликт на Донбассе, лишает государство средств для развития, как по мне, перекликается с давнишним призывом ОБСЕ к властями Молдовы отказаться от ракетных систем залпового огня. А утверждение «российскую форму можно купить на любом рынке» - с известной фразой Владимира Путина о военторге.

Да, авторитетный журнал Foreign Policy откорректировал слова Хуга о том, что у СММ ОБСЕ нет фактов, подтверждающих российское вмешательство на Донбассе. Непонятна робость представителя организации, стремящейся добиться безопасности и сотрудничества в Европе, ведь о российской агрессии на Донбассе уже заявили ПАСЕ, Европейский Парламент, НАТО. Не хочется думать, что Александр Хуг получил «выходное пособие» от Кремля на исходе своих полномочий. Однако и он, и другие адепты европейской равноудаленности должны помнить, что заигрывание с агрессором в любой точке Европы к добру не приведет.

Евгений Магда, директор Института мировой политики (Киев) специально для Deschide.MD