Последнее воскресенье осени было ознаменовано витком противостояния между украинскими и российскими военными моряками. Корабли пограничной службы ФСБ и Черноморского флота РФ захватили украинские буксир и два катера, в плен попали 23 моряка украинских ВМС.

Пожалуй, самое важное: своими действиями с утра 25 ноября (обстрелу предшествовал таран украинского буксира «Яны Капу» российским сторожевиком «Дон) российские моряки нарушали нормы морского права и договора 2003 года о совместном использовании Азовского моря. Он был подписан президентами Кучмой и Путиным после кризиса вокруг острова Коса Тузла в Азове. Документ предполагает, что российские и украинские военные корабли могут использовать акваторию Азова без ограничений.

Россия утверждает, будто украинские военные нарушили границу с Россией. Однако в Кремле забыли (вернее, не забыли, но не желают знать), что мировое сообщество не признавало аннексию Крыма, поэтому менять границы акватории Азовского и Черного морей нет оснований. Обстрел и захват украинских кораблей был осуществлен на их обратном пути в Одессу, очевидно, российские моряки решили таким образом отомстить за то, что два месяца назад невооруженные суда ВМСУ «Донбасс» и «Корец» прошли под Керченским мостом и прибыли в Мариуполь.

Российская пропаганда утверждает, что Петр Порошенко пошел на обострение ситуации, поскольку заинтересован в введении военного положения. На это, не буду скрывать, упирали и некоторые украинские парламентарии во время обсуждения президентского указа о введении военного положения. Однако именно Порошенко сократил и срок военного положения до 30 дней, и ограничил масштабы его применения 10 областями, граничащими с Россией и непризнанным Приднестровьем. Верховная Рада приняла постановление о проведении президентских выборов 31 марта 2019 года, так что этот аргумент уже выглядит надуманным и пустым.

Важно другое: 25 ноября Россия впервые осуществила акт агрессии против Украины под своим флагом, не скрывая своей принадлежности к российским вооруженным силам, как это было в Крыму, под Иловайском или Дебальцево. Это определенно новая фаза конфликта, требующая реакции международного сообщества. Реакция Украины оправдана, и речь не идет о неадекватном ответе на вызов, который брошен Украине. Что касается России, то она сделает ставку на раскачивание ситуации в Украине изнутри, используя сеть агентов влияния, заодно стремясь дискредитировать официальный Киев в глазах Запада.