А. Солкан // После выборов как и после женитьбы редко получаешь то, чего действительно хотелось
Проигрыш нынешних президентских выборов сторонниками проевропейской направленности был очевиден еще до их объявления . Для этого не стоило обращаться к ясновидящим и астрологам, достаточно было проследить череду последних событий на политическом небосклоне, результаты социологических опросов, социально-экономический контекст и настроение общества в целом. Спровоцировав финансовый кризис, под прикрытием лозунгов о евроинтеграции сложно оставаться в тени вседозволенности и безнаказанности. Это стало понятно как самим «операторам европейского направления» так и избирателю, который успешно воспользовался священным правом «VETO!». В результате негативный имидж был перенесен на всю идею проевропейского вектора.
В начале, была одна единственная партия, лидер которой возомнил себя великим, важным и нужным и фактически единственным, этаким начальником всей страны. Исходя из обстоятельств, он объявил своей главной политической целью – всенародное избрание президента. Звучит прекрасно, не правда ли? Разве есть смысл сопротивляться, когда речь идет о народе, носителе национального суверенитета? Метка врага, этого же народа, будет обеспечена моментально. Позже, идея всенародных выборов президента была перенята некой платформой, лидеры которой объявили себя борцами за правду и справедливость. Противостоять такому - ну очень сложно! Тут попахивает пожизненным заключением. Но все же, нашлись реалисты которые, опираясь на исторические факты заявили прямо: там где доминируют бедность, коррупция и ложь, к власти приходят по большему счету популисты! В нашем случае, фаворитом всех социальных опросов оставался левый кандидат, точнее пророссийский.
В финал драмы “нарисовались” два конкурента: Игорь Додон и Майя Санду. Социалист провозгласил своими лозунгами сближение с Россией и пересмотр условий соглашения с ЕС. К чему вся эта неразбериха с пересмотром документа который согласно оценке большинства экспертов является очень хорошим и даже благоприятствует нам, лидер социалистов отвечать отказывался. Согласно результатам первого тура (которые, кстати, никто не додумался опротестовать) граждане ему поверили. Уже в туре втором, Игорь Додон, слегка разбавив свои антирумынские и антиевропейские посылы, попытался более настойчиво убедить нас, что одновременное сидение на двух стульях не только возможно, но и по-видимому полезно для организма! Изучая его предварительные итоги, приходится констатировать, что и на этот раз, большая часть избирателей поверила заявлениям сделанным кандидатом от партии социалистов.
Как мы и говорили в самом начале, осенью 2016 года, большая часть молдавских граждан проголосовали бы и так за Игоря Додона, в не зависимости от его заявлений. Политик же заявлял именно то, чего хотел услышать избиратель. Что же касается не оценивших этой особенности политики 21 века, основанной на маркетизации, то нам остается лишь позавидовать им, естественно при условии, что речь идет лишь о некой наивности.
Второй кандидат, в лице Майи Санду поистине уникален. Фактически впервые в истории она попыталась объединить антиолигархический посыл с олигархами, стоявшими где-то поодаль. Рискнула скомбинировать ореол святости, который пытались неумело слепить ее сторонники, с грехами совершенными во время пребывания во власти, а также претензию на харизматичного лидера, с неспособностью показать себя во время политических дебатов в прямом эфире. Позиционирование лидера партии ПДС а также тактика ее избирательного штаба, навсегда войдут в анналы пособий по избирательным технология в качестве самых абсурдных тактик применявшихся когда-либо.
Неожиданным для многих стала повальная и показательная мобилизация представителей диаспор, доказавшая что в своих страданиях мы не одиноки и что самое главное, еще не все потеряно.
Сегодня, затаив дыхание, все ожидают решений судов разбирающих иски поданные избирательным штабом Майи Санду, а также, в ожидании вердикта Конституционного Суда. Хотя, вне зависимости от вердикта, частью общества оно обязательно будет опротестовано. Это, вероятнее всего единственное право, которое мы сумели осознать и обрести за годы независимости. Если бы несмотря на все промахи и достижения мы остались бы лишь только с чувством обретенного «права на обжалование», это стоило бы той четверти века, потраченной на блуждание по дебрям демократии. А наличие доказательств того, что в других странах граждане не в силах даже заявить о подобном праве, придает нам достаточно уверенности и оптимизма.
Кто же на самом деле победил, а кто проиграл в следствие выборов?
С ответом на этот вопрос не стоит торопиться. В политике допустимы ситуации, когда проигрывают все, но не редки и случаи когда все оказываются в выигрыше. Многое зависит от суждений, ценностей и собственных действий, воплощенных в политику. В выигрыше всегда бывает самый дальновидный, бросивший вызов времени и пространству. Главное - не терять связи с реальностью, потому что самое непредсказуемое на свете - это выбор проголосовавшего народа. В таком случае, давайте перестанем надеяться на чудеса и не будем винить во всем подтасовки и фальсификации, пеняя на непреднамеренные упущения неких (без)ответственных институтов государственной власти, а приложим совместные усилия каждого из нас по отдельности, для изменений в собственных плоскостях и лишь в этом случае финальные аккорды пьесы приятно порадуют нас всех и каждого.
Как мы и заявляли выше, результат президентских выборов был квази-известен с самого начала. Представители демпартии, главной составляющей нынешней правящей коалиции, пытаясь предугадать события и решили применить хитрость, которая многих застала врасплох. На первых порах было решено отозвать собственного кандидата, потом «отжать» у будущего президента часть полномочий, по правде говоря и без того довольно скромных. На этот раз на стороне власти будет все испытывающие огорчение за поражение Майи Санду население, и даже те, кто еще недавно так настойчиво требовал «голову» Плахотнюка. Как бы больно и неприятно не было, но следует признать, что на данный момент Демпартия является единственной силой, способной реально противостоять планам социалистов, усадивших своего ставленника в президентское кресло.
Выборы состоялись и уже ушли в историю. Не долго осталось ждать момента, когда будет оглашен вердикт Конституционного Суда. Однако, существует несколько вопросов, ответы на которые мы уже никогда не узнаем: сколько голосов смог бы набрать Мариан Лупу, какому количеству реальных представителям диаспор не удалось проголосовать и на какой именно фильм хотел пригласить Игорь Додон Майю Санду?..
Все же искренне жаль, что лидер Партии Действия и Солидарности оказалась не столь действенной и столь же не солидарной в отношении настоятельных предложений лидера социалистов. Это могло стать единственным исполненным обещанием во всей тираде предвыборной болтовни, той самой аппетитной вишенкой избирательного торта завершившейся кампании, оставившего столь горькое послевкусие…
Перевод с румынского Рустама ОРУДЖАЛИЕВА