Евгений МАГДА // Украинские выборы в вопросах и ответах
В Украине стартовала президентская кампания, претенденты на высший пост активно регистрируются и вовсю агитируют за себя. Чем важны украинские выборы и какие уроки из них могут вынести соседи Украины? Об этом издание Deschide.MD поговорило с директором Института мировой политики (Киев), кандидатом политических наук Евгением Магдой.
— Когда пройдут президентские выборы в Украине? Чем они важны?
— Президентские выборы пройдут 31 марта 2019 года, президентская кампания стартовала 31 декабря 2018 года. Второй тур голосования, без которого на этот раз не обойтись, пройдет 21 апреля 2019 года. Украина является парламентско-президентской республикой, но полномочия главы государства в ней весомы, они сосредоточены преимущественно в сфере обороны и внешней политики. Отмечу, что в 2019-м Украина осенью будет выбирать также и парламент – Верховную Раду. И президентские, и парламентские выборы пройдут в предусмотренные законом сроки, что немаловажно. Проведение в 2014 году досрочных президентских и парламентских выборов, а в 2015 году – выборов в местные органы власти, позволило Украине разрушить насаждавшийся Россией миф о «киевской хунте». Сохранение этой ситуации позволит нашей стране продолжить, среди прочего, курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию.
— Как повлияло военное положение на ситуацию в Украине?
— Во время принятия решения о введении военного положения в конце ноября 2018 года в парламенте разгорелась дискуссия о его продолжительности, и президент Порошенко пошел на компромисс, сократив и сроки военного положения до 30 дней, и согласившись на его введение в 10 областях, а не по всей стране. В итоге военное положение закончено, избирательная кампания стартовала вовремя, а граждане Украины все же получили напоминание, что война с Россией продолжается.
— Сколько будет кандидатов? Возможны ли выборы в один тур?
— Эксперты предполагают, что Центризбирком (состав которого был на 80% обновлен осенью 2018 года) зарегистрирует не менее 30 претендентов. 5—7 из них будут бороться за победу, столько же – вести кампанию по повышению своей популярности, остальные будут играть роль спойлеров, которые будут критиковать фаворитов. Украина сегодня переживает период десакрализации власти, и рассчитывать любому из кандидатов на победу в первом туре не стоит.
— В чем особенности избирательной кампании?
— Отмечу, что их несколько. Это будут первые выборы в условиях осознания украинским обществом масштабов противостояния с Россией и потерь, которые понесла Украина за пять минувших лет. По этой причине в Украине будет постоянно звучать тема достижения мира, но большинство претендентов на президентское кресло вряд ли смогут назвать цену мира для Украины. Эта тема чувствительна для общества, ее можно назвать основой для популистских призывов. В 2019 году пройдут и президентские, и парламентские выборы, то есть возможностей для дальнейшего проведения реформ не так много. Интересно, что многие политики, заявившие о готовности баллотироваться, не спешат регистрироваться в Центризбиркоме, но ведут активную агитационную кампанию. В Украине существует запрос на новые лица, но он вряд ли будет реализован в независимом и неолигархическом варианте. Напомню, что в Украине больше нет электорального заповедника Януковича (Крым аннексирован Россией, а Донбасс перестал быть монолитным и многолюдным конгломератом, который легко контролировать). Не исключаю, что линия электорального размежевания пройдет между населением мегаполисов (Киев, Харьков, Одесса, Днепр) и районными центрами и селами.
— Будет ли Россия вмешиваться в выборы?
— Безусловно и несомненно будет. Для Кремля намного дешевле вмешаться в украинские выборы, чем пытаться организовать наступление на востоке Украины. Россия попытается добиться избрание такого украинского руководства, которое согласится на возвращение Донбасса на российских условиях и забудет об аннексии Крыма. В окружении Путина хорошо знают, что в Европе и мире практически нет эффективного антигибридного законодательства, поэтому будут стремиться использовать эту возможность не только в Украине, но и Молдове, а также во время выборов в Европейский Парламент. Использование технологий влияния на выборы – новая разновидность гибридной агрессии, и это стоит осознавать максимально четко, как и то, что на постсоветском пространстве и в Европейском Союзе технологии вмешательства в выборы будут разными, но цель одинаковой: добиться дестабилизации ситуации.
— Возможен ли новый Майдан?
— Майдан не происходит по мановению руки кремлевских политтехнологов, поверьте. Они хорошо это знают, поэтому попытаются создать атмосферу недоверия к результатам выборов в Украине, натравить разных политиков друг на друга. Надеюсь, что для Украины прозрачное и эффективное подведение итогов президентских и парламентских выборов станет элементами национальных интересов в 2019 году.