Евгений МАГДА // Привычка вмешиваться. Россия и украинские выборы
Россия намерена отпраздновать пятую годовщину аннексии Крыма масштабными действиями на постсоветском пространстве. Основная ставка будет сделана на вмешательство в избирательный процесс в Украине, однако и Молдове не стоит быть самоуспокоенной. Особенно в контексте недавнего интервью секретаря российского Совбеза Патрушева «Комсомолке».
Этот путинский приближенный уверен, что Молдову будут подталкивать к созданию проевропейского парламента по итогам парламентских выборов 24 февраля. Это, по понятным причинам, не соответствует интересам Кремля. Что касается Украины, то Патрушев не только скептически отозвался о шансах Петра Порошенко на переизбрание (это вписывается в стратегическую линию Кремля), но и выразил уверенность, что выборы в Украине не будут прозрачными и честными. Патрушев вспомнил даже Оранжевую Революцию 2004 года, оставившую глубокий отпечаток в сознании российской политической элиты.
Говоря о президентской кампании в Украине, можно уверенно утверждать: Кремль рассчитывает не столько провести пророссийского кандидата на Банковую, сколько превратить ситуацию в Украине в управляемый извне хаос, который даст основания просить у мира мандат на внешнее вмешательство. И поведение Запада в этом вопросе определенно вселяет в Путина и его команду острожный оптимизм.
Напомню, что в период с 1994 до 2012 годы Россия чувствовала себя хозяйкой на украинских выборах: интегрировала политтехнологов в штабы разных кандидатов, позволяла копировать логику собственных избирательных кампаний, оказывала информационную и финансовую поддержку претендентам на победу. Хотя у нее получалось далеко не всегда добиться желаемого, но привычка вмешиваться сохранилась.
Сейчас Кремль рассматривает украинские выборы (и президентские, и парламентские, которые пройдут весной и осенью 2019 года) как возможность дестабилизировать ситуацию в Украине, затормозить движение нашей страны в НАТО и ЕС, а при благоприятном развитии событий - изменить вектор развития Украины. В Москве удовлетворены тем, что коллективный Запад не готов к жесткому ответу на ее агрессивные намерения, более того - умело играет на его нерешительности. Демократия, к сожалению, создает для Путина и его окружения благоприятный климат, а западная привычка к компромиссам и склонность выслушивать разные стороны конфликта - фактически развязывает руки. При этом в Москве практически не скрывают заинтересованности во вмешательстве в ход выборов в Европейский Парламент в конце мая 2019 года, чтобы по итогам превратить представительский орган ЕС в очаг политического броуновского движения. Финансов и ресурсов для этого Россия жалеть не станет, ведь игра стоит свеч, потому что паралич Европарламента, например, не только избавит его возможности оперативно реагировать на многочисленные вызовы, но и не позволит вовремя утвердить состав Европейской Комиссии. К тому же в ЕС отсутствует механизм реальной отпора попыткам вмешательства в выборы, и в Кремле об этом хорошо знают.
В России хорошо понимают реалии украинских выборов, поэтому одну из ставок сделают на подкуп избирателей. Банальный, но резонансный шаг, который позволяет подорвать доверие к выборам как таковых и нанести удар по действующей власти, ведь именно она несет ответственность за ситуацию в стране в целом и соблюдение законности в частности. Национальные особенности украинского популизма и уровень стратегического мышления отечественных политиков, к сожалению, не исключают создание Кремлем для них «бюро добрых услуг» - организационных, информационных, финансовых, которые будут предоставляться в обмен на продвижение в информационном пространстве российского нарратива. И уже сегодня можно говорить, что желающие принять это предложение есть.
Отмечу, что Россия попытается сорвать волеизъявление украинцев 31 марта и 21 апреля на одном или нескольких участках для голосования. Ее расчет - на трансляцию информации о том, что президентские выборы сорваны как внутри страны, так и за рубежом, основывается на том, что далеко не все граждане Украины знают в деталях избирательный закон, не говоря уже о рядовом европейце. Эта массированная информационная атака должна подтвердить постоянно используемый Кремлем тезис об Украине как failed state. Конечно, не стоит исключать и кибератак, однако над комплексом защитных мер уже сегодня работают специалисты Украины и НАТО.
Следует понимать, что Россия работает с самыми разными политиками, поскольку ее интерес – максимально расшатать ситуацию на постсоветском пространстве и дискредитировать демократию как явление. Сама РФ, как известно, живет в условиях «суверенной демократии», вновь воспетой Сурковым, а Путин почти год назад переназначен на четвертый президентский срок без реальных конкурентов.
Украина (как и Молдова) должна не только отстоять право на демократические выборы, но и научиться использовать опыт противодействия российскому давлению в собственных политических интересах. Мы не можем вечно находиться в состоянии просителя, нам нужна проактивная позиция, направленная на повышение авторитета государства на континенте.
Для России стратегически важным дестабилизировать ситуацию в Украине еще и по той причине, что пример нашего государства, учитывая его размеры и расположение, может быть показательным для ряда других стран - Молдовы, Беларуси, представителей Центральной Европы и Балтии. Путин хотел бы подавлением воли Украины к сопротивлению дать сигнал всему Старому Свету, что сопротивляться его воле бесполезно, поэтому дать отпор его намерениям является не только украинским национальным интересом, но и элементом нормализации европейского политического климата.
Евгений МАГДА, Институт мировой политики