Небезызвестный Игорь Додон, выступая прошлые дни в телеэфире, объявил очередной ультиматум. Если, мол, подконтрольная ему Партия социалистов не окажется в парламентском большинстве (а как же честная оппозиционность?) – у Молдовы возникнут проблемы с Россией. В частности, может повыситься тариф на газ, а молдавская продукция не достигнет российского рынка. Впрочем, этот текст совсем не о Додоне…

Серьёзно, ну не в том положении Игорь Николаевич, чтобы раздавать ультиматумы от лица «большого брата» из Москвы. Ему бы сейчас самому хоть как-то удержаться – на плохом счету у Кремля оказался.

Дело в другом – заявления Додона весьма и весьма симптоматичны. Он не первый и, увы, не последний, кто прибегает к такой риторике.

В Молдове – стране, где вечно что-то не слава Богу – вполне естественно стали популярны влюблённость в то, как и что делается в других государствах. И к этим государствам жители предлагают тянуться. Кто-то жаждет дружбы с близкой и понятной Румынией, а кто-то – с далёкими Соединёнными Штатами. Кому-то по душе Европейский Союз, а кому-то – Российская Федерация. Это всё просто и понятно.

Непонятно другое – разительные отличия в формулировках.

Хорошим тоном для молдавских западников стало говорить: «Посмотрите, сколько грантов нам даёт Европа, Америка, Румыния – давайте с ними дружить». Штампы времён холодной войны безвозвратно уходят в прошлое и скоро совсем уйдут.

Совсем не то, когда речь идёт о сторонниках России (не обо всех, но об изрядном большинстве). «Надо быть с Россией, иначе она может отключить газ! И не купит ни вино наше, ни яблоки! И выдворит наших гастарбайтеров!». И ведь не сказать, чтобы и российские журналисты нет-нет да и не повторили за своими молдавскими поклонниками.

И Додон, и ему подобные повторяют как мантру: «Не будем дружить – отключат газ!», совсем как Варвара Сергеевна Плющ – управдом из гайдаевской «Бриллиантовой руки» в исполнении блистательной Нонны Мордюковой.

Вот другое интересно. Российский «Газпром» постоянно кичится своими сверхприбылями (хотя в сравнении с крупнейшими американскими корпорациями он вовсе и не гигант). Открыто бравирует роскошью. А потребители, особенно иностранные (то есть и мы свами) должны ему ещё и быть благодарны. Неужели не должно быть наоборот?

Или та же история с продуктами. На молдавских рынках полно гречневой и пшеничной крупы и прочей бакалеи российского производства. Но почему-то никому до сих пор не пришло в голову заявлять, что россияне нам за это обязаны. А вот как молдавские продукты идут в Россию – другое дело.

Почему-то весь направленный в Россию экспорт, помимо таможенных свидетельств, обзаводится ещё и политичностью. Ответственные люди из Роспотребнадзора вместо пестицидов ищут в яблоках и винограде русофобию и, что самое интересное, находят!

А мы должны благодарить Россию за то, что покупает молдавскую продукцию. Собственно, с чего бы? Неужто именно Россия закупается?

Нет, не Кремль, не Госдума и не Оборонпром покупают молдавские яблоки и вино. Зачем это им? Кагором и каберне ракеты начинять? Олимпийские объекты яблоками цементировать? Нет же. Покупают их российские предприниматели, чтобы продать российским же потребителям.

И всякое «политическое эмбарго» мешает не только нашим производителям, но и их предпринимателям и их потребителям. Которым нет дела до того, с кем там из молдавских политиков фотографируется Путин. Первые хотят закупить и перепродать, вторые – съесть и похвалить.

В ранний постперестроечный период говорили: при плановой экономике всегда был прав продавец, при рыночной – покупатель. А у нас всё как-то смешалось. Покупаем российский газ – продавец прав. Продаём России яблоки и вино – прав уже покупатель.

И, господа, право слово, перестаньте уже прикрываться светлой идеей международной дружбы! Эту идеологию Европейский союз всегда декларировал в не меньшей степени, чем Советский. Вот только сами своими заявлениями веру в неё убиваете.