ACUM-ПСРМ: игра в прятки или в кошки-мышки?
Оппозиция не хочет объединяться, но не хочет брать на себя ответственность за разброд
Уже довольно долго аналитики и гражданское общество только об одном и гадают – нужно ли оппозиции объединяться, а если нужно – сумеет ли. Прошедшие события показывают: не сумеют, поскольку не считают нужным. Всё, чем заняты блок ACUM с одной стороны и Партия социалистов с другой – попытка назначить друг друга виновными в том, что ожидаемый изрядной частью сторонников «ситуативный консенсус» не состоится.
Предложение, от которого (не)возможно отказаться
Социалисты широко анонсировали проведение заседания национального совета своей партии, который и состоялся 12 апреля. В общем-то, не самая сложная процедура, которую можно было провести и раньше, сообщив итоги дежурным образом. Однако, внимание прессы им было необходимо. И вот почему.
Представители ACUM всё последнее время продвигали в СМИ свой «антиолигархический пакет». Детали его так и не стали слишком понятны. Регистрация в парламенте затянулась. Какого-то всестороннего обсуждения с гражданским обществом принято тоже не было. Но партии Санду и Нэстасе, во всяком случае, старательно показывали себя силами, у которых конкретные предложения вроде как есть. Социалисты решили «перебить» у соперников этот образ.
Заседание совета прошло в закрытом от прессы режиме и заняло немногим более часа. Вряд ли имели место жаркие дискуссии и споры. Скорее всего, «дежурный доклад» от председателя партии де юре Гречаный, пара заранее подготовленных и согласованных «выступлений с мест» и более долгий «мотивировочный спич» непосредственно Додона к соратникам. Ну, и единодушное голосование по всем его предложениям. Как раз за час с небольшим управиться можно – и на отчёт перед прессой.
Додон подчеркнул, что весь состав совета «единогласно» отказался от сотрудничества с демократами. А в это, кстати, охотно верится – сколько бы среди социалистов не было сторонников блока с ДПМ, устраивать «сеанс разоблачения» перед остальными коллегами у них сейчас резона нет. Цель другая – дать ACUMовцам самим почувствовать себя в шкуре «неготовых поддержать конкретные предложения».
На первый взгляд, предложения социалистов не выглядят слишком уж наглыми. Ну, да, хотят вернуть полномочия президенту (в частности, в плане назначения главы спецслужб). Да, хотят получить посты в коалиционном (или его тогда можно будет назвать ситуационным?) правительстве. Даже перечислили их – министерство иностранных дел (синтагму «и европейской интеграции» Додон решил опустить во избежание), внутренних дел, обороны, а также пост вице-премьера по реинтеграции.
Вот тут Додон себя, уж простите, выдал. Перечисленные министерства в 90-х годах (к которым негласно апеллируют социалисты) и без того возглавлялись «людьми президента» (пока в 2000 году у него эти полномочия не отобрали). А вот четвёртый пост… да, слово «вице-премьер» звучит круто, а забота о воссоединении страны с левобережными районами – ещё круче. Но всем понятно, что ничего, помимо пиара на переговорах, этот красивый пост не даёт. А такой пиар у Додона уже есть – за счёт контроля над президентурой.
Нет, вот попросили бы социалисты министерство труда и здравоохранения – сколько говорили же о своих выдающихся социальных проектах. Или просвещения – за «молдавский» язык бороться. Или, на худой конец, пост вице-премьера по социальной политике – курировать эти два министерства. Но нет, нельзя показать себя слишком алчными. Нужно выглядеть максимально скромными на фоне ACUM – на случай, если те решат торговаться, или, что ещё лучше, откажутся.
А вот откажутся наверняка, на то и расчёт. В ПСРМ прекрасно помнят о том, как решительно «правые» не желают продвижения в спикеры парламента Зинаиды Гречаный: «Если мы её выберем, потом не сможем убрать». Поспорить трудно. В случае принятия «сценария социалистов» Додон получает контроль над двумя из трёх важнейших государственных должностей (помимо кресла спикера для Гречаной, за ним остаётся пост президента), а ACUM остаётся с постом премьер-министра, которого в любой момент можно снять простым большинством голосов. Правым есть чего бояться – они помнят, чем обернулось вожделенное премьерство для Влада Филата…
Самый же главный посыл социалистов на минувшем брифинге: «В случае досрочных выборов ответственность за них ляжет на блок ACUM». Ясно и недвусмысленно. Примерно так же Додон в 2016 году грозил ответственностью и Партии коммунистов и Альянсу «За европейскую интеграцию», когда страстно желал избрания президента.
Теперь правым тоже придётся менять риторику. Поумерить аппетиты, отказаться от идеи «миноритарного правительства» имени двух не самых крупных и не самых сплочённых партий. Повысить ставки в торгах и тоже сойти за скромных ребят. Думаете, сложно менять риторику? Ну, так и Додон сперва говорил о посте премьер-министра «для самой большой фракции» (т.е. для себя), потом захотел уже пост спикера, а ещё день-два назад сулил всем только и только досрочные выборы.
ПСРМ и ACUM в своих действиях и словах уж очень сильно напоминают друг друга. И в этой «обезьяньей партии» (игра, в которой шахматисты старательно копируют ходы друг друга) участвуют не со вчера.
«А ты кто такой?»
Все последующие недели показали, насколько «правая» и «левая» оппозиция не хочет договариваться. А хочет, конечно, обвинять в «недоговороспособности» друг дружку. Они были похожи даже в мелочах.
Санду и Нэстасе, приходя на переговоры к Додону, отказывались ему пожать руку с таким видом, будто от этого хоть что-то изменится в лучшую или в худшую сторону. Сколько пафоса, какой «важный» информационный повод!
На днях ещё один раунд переговоров – и уже социалисты возмущаются, мол от блока ACUM явились не председатели партий Санду и Нэстасе, а их заместители Попшой и Слусарь. Насколько известно, Зинаида Гречаный даже не стала лично беседовать с «младшими по званию», хотя давно ли сама стала главой ПСРМ и видит ли кто-то в ней реального лидера этой партии?
Разумеется, основными информационными поводами с этих «переговоров» стали взаимные шпильки правых и социалистов в адрес друг друга. Уважаемые депутаты, похоже, недавно пересмотрели байопик «Линкольн» и сильно восхитились тому, как сторонники и противники рабства в исполнении голливудских звёзд подначивают друг друга на заседаниях Сената США. Увы, напоминают они больше персонажей из «Золотого телёнка» - Балаганова и Паниковского, вечно выяснявших, кто из них более жалкий и ничтожный человек.
Кстати, в конце тех самых 90-х годах (социалисты тоскуют о тогдашних президентских полномочиях, правые – о политической системе в целом) переговоры проходили куда приличнее. Фракции назначали переговорщиков, которые и держали друг с другом связь, не глядя на партийные регалии друг друга и не красуясь перед прессой на позор всему свету. Но куда тогдашним «ветеранам» до сегодняшних героев!
ACUM и ПСРМ потратили всё, прошедшее со времени выборов время на то, чтобы вообще выяснить, что считать предложением, а что нет. Две эти силы регулярно направляли друг другу приглашения, и так же регулярно эти приглашения терялись по дороге. То правые не увидят социалистического пресс-релиза, известного всем журналистам, то сами социалисты стали настолько важными, что уже считают ниже своего достоинства читать facebook…
А главное сходство: обе стороны уверены, что избиратели их не осудят. Пожалуй, так оно и есть, но только отчасти. Наиболее ярые (читай маргинализированные) сторонники этих двух сил будут только радоваться: «Правильно! Так их этих додонистов/сандунистов». Но большая часть избирателей видит ровно то, что происходит – непонятную игру, сперва в прятки (это мы приглашали, это они нас не приглашали), а потом и в кошки-мышки (это не мы жадные, это они жадные и не договариваются!).
Ответственность им, в случае чего, тоже предстоит разделить. Весь спор лишь в том, в каких пропорциях.