Два главных события обозначили последнюю неделю, между Новым Годом и Рождеством по старому стилю: гиперактивность, напористость, волюнтаризм и непреодолимое желание всегда быть на первом плане, новоизбранного президента Игоря Додона, а также меседж, переданный новоиспеченному президенту США Дональду Трампу, перед принятием на себя полномочий, нового председателя Демократической партии, Владом Плахотнюком, в публикации «Фокс Ньюс». Оплаченная информация. Оба этих элемента послужили поводом для обозначения более важной темы, а именно способом к которому может прибегнуть Россия и Запад, на примере постсоветского государства, коим является Республика Молдова.

Но, обо всем по порядку. Прежде всего, Игорь Додон, в запале излишков общения,  совершает ошибку за ошибкой, обозначая свой статус, не иначе как  пророссийского президента, поддерживаемого Москвой, осознано подрывая собственное государство и национальную политику. После довольно сомнительного демарша с знаками вопроса, относительно действенности Декларации о независимости Республики Молдова, а также своими заигрываниями с сепаратистскими лидерами левобережья, опровержением существующих и принятых законов и документов, стратегии подхода к вопросу сепаратистского региона, создает значительные сложности в согласованности в молдавской политике. Он заявляет об обсуждении, но не о дивидендах. И все, однозначно в пользу Москвы, несмотря на то, что он не желает признавать себя «про молдавским» президентом, а не про русским.

Возможно, не самым лучшим вариантом является необходимость гарантий нейтралитета. Идея гарантии на уровне Совета Безопасности ООН, либо любой другой моментальной формулировки, признанной главными мировыми игроками, это иная фикция, с помощью которой Москва не раз пыталась (пример Воронина) получить собственные козыри.  Однако, международная нейтральность, признанная и гарантированная, предполагает значительные ресурсы и высокие ставки, либо международные, заблаговременно установленные интересы, которых у республики попросту  не существует, да и она не в силах их привлечь, тем более,  что исходя из собственной географической позиции, европейской окраины,  находящейся  на линии разлома между НАТО и ЕС, по приграничной реке Прут и Украины, стремящийся выйти на Западное направление, одновременно находясь в состоянии войны с Россией в Крыму и на Донбассе.

Подлинная утопия, не владение элементарными реалиями, только лишь открывая возможности для Москвы, потому что Путинская Россия, по просьбе Кишинева, делает заявления в данном плане, несмотря на полнейшее отсутствие каких-либо обозримых перспектив.  Но, на наш взгляд, нет смысла предугадывать как «ляжет карта», Додон сам доберется до высшей отметки, когда его эмиссары возвратятся со всех направлений с отрицательными результатами.  Мы не говорим, что это не его дело, а скорее правительства, с которым он даже не нашел нужным проконсультироваться. Это не может являться президентской инициативой, лишь потому, что он уполномочен только, представлять государство, но не вмешиваться в его политику. Эти инициативы, по праву принадлежат парламентскому большинству, правительству и законодательному органу, которые даже не были проинформированы на данный счет. Злопыхатели могут возразить, представив данный случай, как классическую подготовку к процедуре импичмента, парламентом страны.  Но нет, еще не время.

Вторая инициатива, как минимум, кажется интересной, желаемой – образец внешней политики и публичной дипломатии, в глаза и под нос новоизбранному американскому президенту, однако, так же на идеальном и наивном уровнях. Заявить о желании быть с Западом, без того, чтобы поссориться с Россией, это действительно приветствуемая позиция.  Что же делать тогда, когда Москва, голосом Дмитрия Рогозина, перенятым Додоном, заявляет,  что во имя сохранения добропорядочных отношений с путинской Россией, необходимо отказаться от договора по Ассоциации с ЕС?  Не стоит не только не строить отношения с НАТО, но и соблюдать интересы России, отказаться от любых прозападных желаний, и возрадоваться ограниченному суверенитету, в российском отголоске… Тебя даже позволят реинтегрировать отторгнутые территории, если ты будешь хорошо себя вести и вернешься в новую имперскую структуру Москвы.

Другой точкой является та, которая фактически означает отказ от выбора между Западом и Востоком, потому что ты утверждаешь, что отказываешься наживать себе новых врагов. Но такой подход не вписывается в принцип «хорошего телка, который двух маток сосет», бычка разумного и послушного, коим Молдова была всегда. Данный принцип, фактически выдает двойственность, во избежание выбора и четкой позиции, именно для того что бы жить от прибылей, поступающих с обеих сторон. Я намеренно не подчеркиваю отношения с Румынией, отношения специальные и глубоко сложные. Отсутствие апломба и желания решать и выбирать, станет тем локомотивом, который способен привести страну к неминуемому развалу, между Румынией западной и Украиной прозападной.

И наконец, одна вещь, скорее всего менее заметная. Нынешняя ситуация в Республике Молдова, являет собой тестовый случай, лакмусовой бумажкой, на предмет сотрудничества Запада с путинской Россией, на постсоветском пространстве. Он наступил после самых агрессивных действий Москвы в Грузии и на Украине, но во время заявленной открытости президента США , Дональда Трампа, к переменам в отношениях с путинским режимом в России. Кишинев находится за спиной у Украины. По географическим масштабам, если считать фронтом сцену столкновений на Донбассе,  любое сотрудничество потребует нюансов и очевидных ограничений, чтобы изменить реальность, а не заставлять Киев,  защищать себя и защищать Запад от российской агрессии.

Не стоит забывать, что избрание Додона, в качестве президента в парламентской республике, состоялось в контексте существования открытого про-европейского парламентского и правительственного большинства. Однако, в случае, если сроки сотрудничества, предложенные Россией, являются те, о которых заявлял Додон, оставленный для победного выигрыша в данном тестовом режиме, именно такой контраргумент способен фундаментально навредить любому виду сотрудничества между Америкой Дональда Трампа и Россией Владимира Путина, на всех фронтах. Это произойдет, потому что способ проявления обозначился эксцепционализмом, индивидуализмом, и немедленным желанием перенять всю власть Москвой: досрочные парламентские выборы, информационная война, медийное доминирование, а не сотрудничество с западом, не говоря уже о более комплексном сотрудничестве с Румынией. Описываемое поведение, когда при протянутом пальце, откусывают всю руку, и которому, протянув руку, рискуешь быть съеденным полностью, не может являться приемлемым.

Перевод Рустама Оруджалиева