О ревизионизме в российском историческом сознании рассуждает для «Эха Москвы» историк, академик РАН Юрий Пивовров.

Вот, кажется, и доспорились по поводу пакта Молотова – Риббентропа. В Государственную думу (ГД) внесены два законопроекта. Автор обоих Алексей Журавлев, лидер партии «Родина», депутат ГД. В случае принятия первого законопроекта будет признано недействующим на территории России постановление II Съезда народных депутатов СССР, осудившего советско-германский договор 1939 года и секретные приложения к нему. Этот документ был подписан 23 августа, непосредственно перед нападением Гитлера на Польшу и началом Второй мировой войны. Журавлев предлагает постановление Съезда народных депутатов отменить, поскольку оно якобы не соответствует принципам исторической справедливости и принято в условиях нарастающей нестабильности тех лет, сопровождавшейся давлением внешних сил.

Депутат считает, что при подготовке постановления его авторы не руководствовались принципами объективности и беспристрастности, а были изначально ориентированы на осуждение дополнительного секретного протокола о «геополитических преобразованиях в Европе накануне Второй мировой войны». Акцент на тайном характере протокола и выводы, что ряд его положений противоречили суверенитету и независимости третьих стран, не могут быть признаны, полагает А. Журавлев, состоятельными.

Напомним, что II Съезд народных депутатов (1989) признал секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания. Если законопроект Журавлева (а он, несомненно, согласован с кем надо) будет принят, то все дискуссии по этому вопросу закончены. Российская власть законодательно установит единственно правильную позицию. Если же «инакомыслящие» будут продолжать «вякать», то заработает второй законопроект (и он, конечно, согласован) А. Журавлева.

В этом документе депутат предлагает дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 354.2 «Фальсификация исторических фактов о причинах и итогах Второй мировой войны». Тогда за возложение на СССР ответственности за развязывание Второй мировой войны либо отрицание основной роли Советского Союза в победе над странами оси, а равно распространение сведений о тождественности официальной политической идеологии СССР и нацизма, совершенные публично, будут штрафовать на сумму до 300 тыс. рублей, либо приговаривать к принудительным работам на срок до двух лет или отправлять за решетку на тот же срок. – Осознали, «спорщики», критики «безродные»?

Наверное, тов. Сталин, тов. Молотов, другие руководящие товарищи того времени лучше знали, чтó хорошо и полезно СССР, а чтó опасно. И правы те нынешние комментаторы, которые квалифицируют августовский Договор 1939 года как очередной успех советской (сталинской) дипломатии. Он отодвинул сроки начала Большой войны для нас и границы, с которых стартуют агрессоры. Некоторые политологи подчеркивают: если бы «мы» не выдвинулись далеко на Запад, враг был бы под Москвой не в середине октября, а в сентябре. И у него было бы больше шансов захватить нашу столицу. Не буду спорить, но вот вопрос: а что в Кремле предполагали, что Красная Армия будет отступать так глубоко? Вроде, официальная позиция была другой – бить врага на его территории…

Однако оставим военные дискуссии. Гораздо важнее моральная сторона дела.

Она же состоит в том, что, реабилитируя договор 1939 года со всеми его секретными протоколами, «мы» – хотим этого или нет – реабилитируем всех участников подготовки и заключения пакта. Причем не только «наших» (Сталин, Молотов), но и немецких (Гитлер, Риббентроп). Дело-то было общее.

Но это уже ревизия решений Нюрнбергского трибунала, которые во многом лежат в основе современного международного права и к которым так любят апеллировать идейные сторонники этих законопроектов. 1 октября 1946 года в Нюрнберге Риббентроп был обвинен в преступлениях против человечности (человечества) и мира. 16 октября бывший министр иностранных дел рейха – повешен (символично: первым из всей этой банды). Это решение Суда косвенно касалось и Молотова (Сталина). Договариваться о дружбе с преступниками могут только преступники (напомню: 28 сентября 1939 года, после «распила» Польши, был подписан «Договор о дружбе и границе между СССР и Германией»). И акт 28 сентября никак нельзя отделять от акта 23 августа. Это просто второе действие одной драмы.

Итак, в нашей стране реанимируется то, от чего мы должны отказаться. Заключением пакта с нацистами СССР поддерживал захват Польши Германией (и, как известно, сам поучаствовал в очередном разделе несчастной страны), поддерживал готовящуюся экспансию Гитлера на Запад Европы.

Второй законопроект депутата Журавлева фактически запрещает сравнивать национал-социализм и сталинизм. Но почему? Ведь их союз признается Журавлевым сотоварищи правильным. Значит, что-то их объединяло. Советские думали «направить» Германию на Запад (немцы были к этому готовы), а самим «отсидеться». В конечном счете, не получилось. Пришлось бить фашиста вместе с Западом. По отдельности, может, и не справились бы. Конечно, Гитлер был ближе и понятнее Сталину, чем какие-то Черчилль, Рузвельт… Но оказалось, что эти буржуазные демократы – надежные, пусть и не идеальные, союзники.

Что есть величайшая гордость моего народа в ХХ веке? Победа в Великой Отечественной войне. Победа над риббентропами. Можем ли мы, потомки победителей, хоть косвенно реабилитировать этого негодяя? А Молотова? Верного сподвижника Людоеда (так назвал Сталина Солженицын в «Раковом корпусе»). Молотова, повинного в гибели множества людей?

Мы что – рехнулись? Никогда моя страна не будет больше тоталитарной живодерней! Ее лучший поэт сказал о России: «Вся суть твоя – противовес коричневым рубахам».

Я, академик РАН, историк, автор многих работ, посвященных прошлому и настоящему Отечества, сын участника войны (с первых дней до последнего), орденоносца, потомок русских генералов и офицеров, решительно возражаю против фактической реабилитации фашистских и коммунистических чудовищ.

Для справки: в 2009 году Европейский парламент провозгласил 23 августа (день подписания пакта Молотова – Риббентропа и секретных протоколов к нему) днем памяти жертв сталинизма и нацизма.

Источник