Кишинев, зажатый между имперскими устремлениями Москвы и благоразумием Бухареста, должен справляться как может. Сначала был медовый месяц, счастье пряталось где-то за углом. Многим новый формат Молдовы представлялся временной мерой по выходу из советской империи и возврату территории между Днестром и Прутом в состав Румынии. Так должно было произойти, но не произошло. Мы застряли. Десятилетия антирумынской пропаганды и принижение всего румынского – методы советской пропаганды – не прошли бесследно. Сразу после выхода из СССР, Кремль «подарил» нам то, что сейчас называется Приднестровьем. Видимо, чтобы жизнь медом не казалась.

Кишинев, зажатый между имперскими устремлениями Москвы и благоразумием Бухареста, должен справляться как может. Сначала был медовый месяц, счастье пряталось где-то за углом. Многим новый формат Молдовы представлялся временной мерой по выходу из советской империи и возврату территории между Днестром и Прутом в состав Румынии. Так должно было произойти, но не произошло. Мы застряли. Десятилетия антирумынской пропаганды и принижение всего румынского – методы советской пропаганды – не прошли бесследно. Сразу после выхода из СССР, Кремль «подарил» нам то, что сейчас называется Приднестровьем. Видимо, чтобы жизнь медом не казалась.

Воодушевление по поводу объединения не продлилось долго. Постепенно каждодневные заботы, а потом и разочарование отшлифовали наше сознание. Запутавшись, мы начали тратить силы на стерильные беседы о языке, алфавите и истории. Стерильные, потому что все было очевидно. Гораздо меньше говорилось о будущем. В какой-то момент всех увлекла мысль, что нужно идти вперед, потому что раньше там было лучше. В то время был премьер-«карандаш», а молдавские чиновники провоцировали Бухарест. Как и ожидалось, расположенность Бухареста к руководству Кишинева пропала. Коммунистический отрезок времени отдалил нас от Бухареста ещё больше, хотя периоды «кокетства» были краткими. Румынии стало не до Молдовы – хватало своих забот. У политического класса за Прутом были другие приоритеты, их путь к демократии тоже был тернистым.

Москва, напротив, была активна между Прутом и Днестром. Не считая танков, ракет и боеприпасов, которые незаконно разместили в восточных районах страны, неконтролируемых официальными властями, Москва создала и постоянно поддерживала здесь массивную пятую колонну, сформированную из конкретных людей, партий и госучреждений. Кремль захватил информационное пространство и, тем самым, расширил свой контроль практически надо всем населением. Методы известные: манипуляция, коррупция, шантаж и т.д. Президент Петр Лучинский знал, что принятие закона о люстрации приведет к тому, что мы останемся без интеллигенции. Полезно проследить и за последними заявлениями первого главы безопасности РМ Анатола Плугару о том, что нужно отдавать себе отчет, что у нас не могло быть другой судьбы. А наивные чиновники в Кишиневе, зная, что Москва слезам не верит, всякий раз делали выбор с опущенной головой, надеясь, что может хоть в этот раз повезет… Пустые иллюзии.

Москва, одновременно с приходом Владимира Путина к власти, сконцентрировала силы на восстановлении прежних позиций на всем постсоветском пространстве. Известно, что авторитарный режим на какое-то время может куда более эффективно мобилизовать силы на заранее установленном сегменте. Удачным стечением обстоятельств стали и цены на энергоресурсы. Кишинев легко проглотил наживку и достаточно долго пробыл на крючке. По сути, и наживка была не нужна, лишь простой и понятный предлог. Россия потребляет наши продукты, не имея претензий к качеству, и поставляет газ по хорошей цене. Недолго, но это работало. Как говорят мудрецы, ничто не вечно, кроме перемен. Сейчас Кремль чувствует, что теряет прежние позиции и использует различные стратегии, чтобы сохранить Кишинев в сфере своего влияния. К уже традиционным методам и известным актерам добавляются новые. Это продиктовано необходимостью встраиваться в новые молдавские реалии. К месту будет и финансово-политический кризис, спровоцированный досрочными парламентскими выборами.

В документе, опубликованном на прошлой неделе судом Буюкан, отмечается, что деньги на подкуп депутатов должны были поступить из посольства РФ. Планировался роспуск парламента, а «купленные» депутаты должны были покинуть мажоритарную коалицию 2014 года и «не голосовать за законы, которые предусматривали сближение Молдовы с ЕС». Так как этот сценарий не прошел, произошла попытка спровоцировать досрочные выборы в 2015-2016 годах, в надежде, что власть перейдет к тандему Додон-Усатый. Сейчас колонну Москвы пополняют недавно отлученные от власти и те, кто жаждет реванша. Они хотят отыграться любой ценой, даже если на карту будет поставлена смена геополитического вектора. Постепенно, не отдавая себе отчета, они начинают танцевать под дудку политтехнологов Кремля и повторять их слова: «Нам нет никакого дела до геополитики». Некоторые даже поставили крест на евроинтеграции. Сейчас они делают ставку на победу на президентских выборах, чтобы потом спровоцировать досрочные парламентские. Об этом говорится без зазрения совести.

Между прочим, заявить, что посольство РФ в Молдове причастно к подкупу некоторых депутатов путем передачи финансовых средств – это тяжкое обвинение. Внимание, речь идет не о безосновательном заявлении человека или партии, как часто у нас бывает. Это обвинение следует из решения судебной инстанции, что предполагает наличие доказательной базы.

На фоне вышесказанного стоит отметить, что на прошлой неделе случилось кое-что особенное. Молдавский премьер-министр Павел Филип опубликовал на информационном портале США www.thehill.com статью, которая впервые была так категорична и открыта. В ней прямо говорится о роли России, как дестабилизирующего фактора в регионе. Филип уверенно высказался за евроатлантический выбор и пообещал приложить усилия для поддержания этого курса. Отбросив комплексы и прежние страхи, вещи были названы своими именами. До сих пор почти все наши лидеры, за исключением Михая Гимпу, выбирали стратегию, которая подразумевала попытку сесть на два стула. Балтийцы поняли неэффективность, и даже опасность этой тактики четверть века назад, сейчас дошло и до нас. В любом случае, лучше поздно…

Ответ не заставил себя ждать. Часть непримиримой оппозиции и её сторонников нашли на этом же портале и распространили другой материал, который описывает ситуацию в нашей стране. Статья содержит критику в адрес нынешней власти в общем и в адрес Влада Плахотнюка в частности. Ничего нового, однако тем, кто дочитает материал до конца, повезет узнать, к какому неожиданному выводу пришел автор статьи: Вячеслав Платон не должен быть экстрадирован в Молдову. И все сразу встает на свои места – весь остальной текст написан для блезиру.

Тем временем кредит в размере 150 миллионов евро, предоставленный Молдове правительством Румынии, пришел как нельзя вовремя. Визит румынского премьера Дачиана Чолоша состоится на фоне перевода 24 августа первого транша в размере 60 миллионов евро. В какой мере можно говорить о новом взгляде Бухареста на отношения с Кишиневом? Время покажет. Во всяком случае, есть два фактора, которые нужно учитывать: региональная угроза Бухаресту и заявление Кишинева о готовности противостоять вызовам Москвы.