В Молдове началась настоящая борьба с коррупцией. Заявление, которое раньше могло бы вызвать бурю негодованиq оппозиции, стремившейся во что бы то ни стало, поджарить Владимира Плахотнюка, желательно на медленном огне, и еще лучше, на личном мангале Андрея Нэстасе и Компании. Но, пока суд да дело, с олигархом, захватившим государство или без него, молдавское правительство кажется, серьезно взялось за реформы: это доказывает и обновленный имидж Павла Филипа, который все больше походит на серьезного политика, а с недавнего времени он стал личным антонимом Игоря Додона, при поддержке спикера парламента Андриана Канду. В любом случае, несмотря на то, что пока они еще далеки от совершенства, согласно оценкам Комиссии по договору об ассоциации, у них наблюдается отличный рост и прогресс по многим направлениям, включая обнадеживающие перспективы. Особенно после прошедшей зимы, выход из которой был очень сложен для молдавского правительства, благодаря многочисленным, умело расставленным ловушкам. Главное – это четкая динамика борьбы с коррупцией, уверенно набирающая невиданные доселе обороты.

Самое главное, не только то, что полетели головы, начались серьезные уголовные преследования, и они продолжаются более чем уверенно. Молдавские правоохранительные органы обрели бесценный опыт, благодаря расследованию дел по отмыванию знаменитых  российских миллиардов, дел, в которых им посчастливилось тесно сотрудничать с самыми прогрессивными международными организациями в этой области. На этом поприще молдавские коллеги доказали собственную компетентность и профессионализм. Более того, антикоррупционные меры стали более правдоподобными, потому что в тюрьмы  (или хотя бы под домашним арестом; другая новость, между прочим: подозреваемого арестовывают лишь после реального осуждения, в подавляющем большинстве случаев), попали не только лидеры оппозиции, но даже и члены правящей Демпартии! Правдивость была следующим редутом, который стоило покорить именно сейчас, после того как была продемонстрирована политическая воля, профессионализм и способность вступить в бои с социальным злом, разрушающим общество изнутри.

Более того. Из-под ног пророссийской левой оппозиции была выбита главная точка опоры, главный субъект, самая существенная тема и угол атаки: Додон попытался вмешаться в дела юстиции, более того, стал интересоваться некоторыми случаями, и что самое главное, далеко не для того, чтобы поддержать государственные институты занимающиеся восстановление справедливости и порядка,  а для того, чтобы помочь виновным в коррупции избежать наказания. В то время, как он все более проигрывается с темой миллиарда, и игнорирует дело об отмывании 22 миллиардов российскими спецслужбами и их пособниками и предпочитает забыть о необходимости защиты собственных государственных органов и их руководство от нападок Москвы.

Слава Богу, мы успешно преодолели эпоху  дежурного козла отпущения, Влада Филата, а также, обоснованных заявлений о предвзятой юстиции. Естественно, мы не имеем дела с допросом либо арестом Владимира Плахотнюка, но не существует никаких заявлений либо обвинений по данному человеку, прозвучавшие в каком либо из сми, сопровождаемые, естественно, полными и предельно четкими доказательствами.  Однако говорить сегодня, что борьбы с коррупцией не существует, отвергать ее правдивость, означает подвергать сомнению естественное. Именно поэтому тяжелее всего сегодня приходится внепарламентской, уличной оппозиции, в деле консолидации  и повышения доверия посредством игнорирования дела Ландромата и переоценки охоты за Плахотнюком.

Кроме этого, не стоит забывать, что и румынский премьер Андрей Нэстасе, ставший инициатором антикоррупционной войны  сам был  дважды осужден, и прослужил лишь 7 лет, в то время как пик борьбы с этим злом пришелся на десятый год, на всех уровнях.  Сегодня, спустя почти 12 лет с начала этой борьбы, когда другие политики, основываясь на собственных взглядах и силах, попытались вмешаться в сложившийся порядок, граждане массово вышли на улицы, на акции протеста, заставив правительство отказаться от поправок к уголовному кодексу и остановить все нападки на прокуратуру и органы юстиции. Еще необходимо некоторое время, для того чтобы все без исключения виновные оказались за решеткой, однако, случай Румынии показал как за последние 4 года, большинство проштрафившихся, ответили за собственные действия, по всей строгости закона.

Коррупция стала определяющей темой избирательной кампании 2014 года. Однако, эту тему сменили на борьбу со Злобным Олигархом, захватившим государство, в противовес геополитическому ориентиру, поддержанному правящими, заявлено проевропейскими партиями. Это послужило поводом для слияния уличной оппозиции – Нэстасе, с Додоновскими социалистами и Нашей Партии, беглеца Ренато Усатого (ожидающего своей очереди по оплате счетов, наряду с остальными деятелями). Сегодня это серьезная тема для власти, шаг за шагом строящей собственную законность, посредством ежедневных арестов представителей всей верхушки власти. Министров, государственных секретарей, глав организаций и учреждений – всех, кто нарушает законы страны.

Само Игорь Николаевич Додон находится уже не в полете, а заходит на жесткую посадку, ввиду того, что втянул президентуру в личные интриги, чем и разочаровал собственный электорат. Уличная же оппозиция, потеряла и улицу, и политические проекты, и уже наблюдает собственную перспективу драматического уменьшения избирательных ресурсов и доверия населения, собранные по крупицам в ходе последних выборов, и все, по сути, ввиду отсутствия политических действий и партийного строительства. Без этих условий их шансы удержаться в поле зрения избирателя будут чрезвычайно ограничены: криками и воплями, неумело повторяющими имя Плахотнюка, не возродить эмоции и изобилие электората.

Хуже обстоят дела с перспективами. Реформирование правительства станет весьма уместным и отличным шагом, в случае если она действительно состоится. Так же,  как и административная реформа, ожидаемая довольно долгое время. Оптимизация государственных органов, их очистка станет верным решением на пути воплощения реформ.  Однако более убедительным все станет лишь тогда, когда юстиция продолжит борьбу с коррупцией в рядах Демпартии, не забыв заглянуть и к либералам, как и ко многим другим , сотрудничающим с парламентским большинством (естественно, не пытаясь расшатать и дестабилизировать оппозицию),  и в итоге, пройдясь суровой метлой по делам нынешней оппозиции, для корректировки и равенства шансов, а также, с целью лечения.

Потому, что все, кто участвовал в коррупции, должны понести за это наказание. Граждане Молдовы жаждали борьбу с коррупцией, и они ее получили. Только пусть не жалуются те, кто находится сегодня у руля, так сказать, те, руками которых данная борьба была приведена в исполнение, ни один виновный не будет оправдан.