Эксперты по информационной безопасности приветствуют инициативу Кишинева по борьбе с российской пропагандой, но обращают внимание, что запретить трансляцию российских информационных и аналитических передач недостаточно. Директор Центра по предупреждению конфликтов Юлиан Кифу считает, что инициатива Демократической партии (ДПМ) нашла золотую середину между свободой выражения мнения и информационной составляющей. Украинский эксперт, автор исследования «Первая гибридная война: приднестровский конфликт в контексте российско-украинского конфликта» Артем Филипенко объяснил Deschide.MD, что ограничение российской пропаганды в Молдове особенно актуально в преддверии парламентских выборов. В свою очередь бывший советник экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Кристиан Хрицук считает, что законопроект Демпартии тесно связан с намерением США выделить 250 миллионов долларов на борьбу с российской пропагандой в Молдове, Украине и Грузии.

Юлиан Кифу считает, что проект Демпратии не связан с обещанием Соединенных Штатов оказать финансовую поддержку Украине, Молдове и Грузии в борьбе с российской пропагандой.

«Речь идет о национальных инструментах борьбы с информационной войной. В данном случае, это юридический, нормативный инструмент. Это первый важный шаг, инструмент защиты в информационной войне, который, однако, лишь дополняет набор средств. Это реальный инструмент, но слишком сбалансированный между свободой выражения мнения и информационной составляющей», — сказал Deschide.MD Юлиан Кифу.

Вместе с тем, прямая ссылка на европейские положения [Европейская конвенция о трансграничном телевидении, — прим.] делает инициативу легитимной, законопроект не нарушает принцип свободного доступа к информации.

Кифу посоветовал правительству провести исследование ситуации и инструментов информационной войны в Молдове, чтобы понять, будет ли законопроект эффективен.

«Необходимо определить инструменты влияния и подобрать к каждому из них свой способ противодействия. Наличие средств борьбы с пропагандой — это естественно, необходим также соответствующий институт, который будет эффективно использовать инструменты противодействия. Очевидно, что между доступом к информации и борьбой с российской пропагандой очень тонкая грань. Однако соответствующие ведомство должно находиться под гражданским контролем, чтобы не допустить эксцессов», — продолжил эксперт.

По мнению Юлиана Кифу, чтобы компенсировать отсутствие российских информационных программ, необязательно замещать их западными аналогами. Вместо этого эксперт предлагает дать развиваться отечественным СМИ: «Существуют большие проблемы с, например, румынским общественным телевидением — TVR, румынская радиостанция. У них нет национального покрытия, они занимают достаточно узкую нишу». 

По словам эксперта, очень важно навести порядок в сфере рекламы, учитывая, что большая часть рекламы показывается на каналах с российским контентом. Также, по его мнению, нужно навести порядок среди компаний, которые отвечают за анализ аудитории, чтобы у рекламного рынка было место «для маневра».

«Если аудитория в равной степени поделится между русско- и румыноязычными телеканалами, то, естественно, рекламу будут показывать и телеканалы на румынском языке», — добавил Кифу.

Артем Филипенко считает, что инициатива Демократической партии Молдовы по ограничению российской пропаганды актуальна, в особенности в контексте грядущих парламентских выборов. По его словам, Украина испытала на себе, что такое информационная агрессия со стороны России и приняла соответствующие меры по ограничению российского информационного влияния. Угрозу российских информационно-психологических операций осознали также в европейских странах и готовят меры по противодействию им, добавляет он.

«Россия весьма успешно использует открытость и принципы западных обществ, глобализацию информационных потоков для разрушения этих западных обществ. Формально у нее есть прикрытие в виде принципа свободы слова, а искажение информации представляет как другую точку зрения», — сказал Филипенко.

Эксперт добавил, что ге только страны постсоветского пространства, но и Запад оказались «морально неготовыми к тем потокам дезинформации, а то и откровенной лжи», которую распространяют российские СМИ.

«Фактически речь идет об информационном терроризме, осуществляемом при государственной поддержке. Поэтому точно также, как для борьбы с мировым терроризмом, западные страны идут на ряд ограничений, также и для обеспечения своей безопасности они идут на ограничения вещания российских масс-медиа. Однако необходимо понимать следующее. в условиях развития спутникового телевидения, существования различных программ обхода блокировки в Интернете, мы можем говорить не столько о блокаде, сколько об ограничении массового доступа к российской информационной продукции», — добавил эксперт.

Артем Филипенко предупреждает, что необходимо не только запрещать российские пропагандистские каналы и передачи, но и компенсировать их отсутствие качественным информационным продуктом и готовить отечественные качественные международные обзоры, аналитические передачи, ток шоу. Ведь российские каналы привлекают свои разнообразием и определенным качеством. И здесь, к примеру, Украине проще пойти по пути замещения российского информационного продукта, чем Молдове, отмечает он.

«Очевидно, что в этом вопросе была бы желательна кооперация между Украиной и Молдовой в подготовке информационных продуктов, передач и много другого.  Необходимы совместные проекты, направленные на нейтрализацию российского влияния. Для Молдовы это важно также и в контексте приднестровской проблемы», — заключил Филипенко.

В свою очередь бывший советник экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Кристиан Хрицук считает, что законопроект Демпартии тесно связан с намерением США выделить 250 миллионов долларов на борьбу с российской пропагандой в Молдове, Украине и Грузии. 

«Если взглянуть на события последних недель, то можно отметить, что Плахотнюк объявил о регистрации этого закона после своего визита в США. Возможно, эта тема обсуждалась там, а потом инициативе дали зеленый свет», — предположил Хрицук.

По его словам, весь мир сейчас ищет способы борьбы с российской пропагандой, с информационной войной, фейковыми новостями и троллями Кремля.

Вместе с тем, отмечает эксперт, скоординированная работа — США выделяют средства на борьбу, Молдова ограничивает дезинформацию — могут дать больший эффект, нежели разрозненные действия, и, действительно, привести к очищению информационного пространства.

«Людей можно спасти от дезинформации только с помощью образования. Говорить о том, что манипуляции не возымеют эффекта можно в том случае, если человек образован, у него есть способности анализировать информацию и отличать правду от лжи. Речь идет о долгом процессе обучения, поэтому Молдова должна вкладывать большие деньги в образование. Подобные меры, принятые сейчас, — это действия на краткосрочную перспективу, которые могут дать эффект в перспективе», — отметил Хрицук.

По мнению эксперта, эффект от закона будет заметен не сразу; первые сигналы, по прогнозам эксперта, появятся спустя год. 

«Нужно честно сказать, что российская пропаганда часто нацелена на поддержку некоторых кандидатов в Молдове. Я видел фотографии с Путиным и Додоном, видел материалы про "Матушку Россию" и про кисельные берега, медовые реки в Молдове, если граждане выберут восточный вектор», — добавил Хрицук.

Эксперт подчеркивает, что запрет российской пропаганды защитить население РМ от манипуляций и лжи. При этом он отметил, что Додон будет крайне зол из-за этой меры, так как лишится важного актива.

«Это очень большой шаг для Молдовы, тем более, если учесть, что во время предвыборных кампаний геополитика всегда играла большую роль. Порой интересы граждан нужно защищать и подобными мерами. На втором этапе необходимо выделить деньги на образование публики, чтобы научить их самих не поддаваться на пропаганду», — сделал вывод Хрицук.

Впервые Демократическая партия заявила о намерении зарегистрировать проект по борьбе с российской пропагандой 23 мая, сразу после визита лидера ДПМ Влада Плахотнюка в США.

Отметим, что Конгресс США в ближайшее время рассмотрит законопроект по выделению 250 миллионов долларов на трехлетнюю программу по борьбе с российским влиянием и пропагандой на Украине, в Молдове и Грузии (2018-2022 гг.).

Ранее в проект №218 по внесению поправок в Кодекс о телевидении и радио был включен пункт по запрету информационных и аналитических программ из стран, которые не подписали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Речь идет о Российской Федерации. Этот пункт вызвал противоречивую реакцию, поэтому его исключили, в том числе под давлением некоторых внешних партнеров.