Дело «Крянгэ» // Чиновник имел доступ к государственным секретам и находился под наблюдением СИБ на протяжении года
Начальник юридического отдела парламента (ныне отстраненный) Ион Крянгэ имел доступ ко всем документам, циркулирующим в законодательном органе, включая секретные. В течение года за ним следила Служба информации и безопасности. Об этом говорится в статье, опубликованной журналистами Radio Europa Libera, которые побеседовали с некоторыми подчиненными Иона Крянгэ.
"Более года Служба информации и безопасности (СИБ) следила за работой главы юридического отдела парламента, подозревая его в сотрудничестве с российскими спецслужбами.
В день его ареста многие его подчиненные и даже депутаты, с которыми он работал, были шокированы этой новостью. Крянгэ проработал в этом ведомстве более 30 лет, с 1992 года, а с 2009 года возглавляет его, и в его подчинении находится более 20 человек", - говорится в статье.
По словам источника, спикеры парламента во всех законодательных органах с момента обретения независимости консультировались с Ионом Крянгэ, и законопроекты депутатов не проходили без его мнения.
"Источники в парламенте и в службах безопасности сообщили изданию Europa Liberă, что после своего задержания директор СИБ провел беседу с подчиненными Крянгэ. Они получили ответы на все свои вопросы об обвинениях, которые выдвигаются против Крянгэ, и о том, как он взаимодействовал с представителями российского посольства в Кишиневе.
Два сотрудника Департамента публичного права (часть Юридического департамента), пожелавшие остаться анонимными, рассказали Europa Liberă, что Ион Крянгэ регулярно посещал закрытые заседания парламента, в том числе с представителями СИБ", - говорится в статье.
Сотрудники СИБ, которым известны подробности сотрудничества Крянгэ с русскими, утверждают, что в последнее время он передавал им информацию о соглашении о безопасности и экономическом сотрудничестве между Молдовой и Францией, подписанном в марте в Париже президентом Майей Санду и ее французским коллегой Эммануэлем Макроном.
Те же собеседники Europa Liberă утверждают, что Ион Крянгэ имел доступ к информации, отнесенной к государственной тайне формы 1, до января 2025 года.
Согласно закону о государственной тайне, форма 1 (высшая форма) позволяет работать со сведениями, отнесенными к государственной тайне, имеющими грифы секретности "совершенно секретно", "секретно", "конфиденциально" и "ограниченно".
Право доступа к форме 1 предоставляется сроком на 5 лет самым важным лицам в государстве - от президента, спикера, депутатов парламента, премьер-министра и членов правительства до главы СИБ, директора НАЦ или управляющего Национальным банком. Однако должность Крянгэ не значится в списке тех, кто имеет доступ к Форме 1.
Г-н Крянгэ также принял участие во встречах между законодательными органами Кишинева и Комрата, поскольку Гагаузия всегда была регионом с сильными пророссийскими настроениями.
Депутат от партии "Действие и солидарность" Оазу Нантой, который работал вместе с Крянгэ на этой платформе, сказал Europa Libere, что то, что произошло недавно, было "войной между спецслужбами".
Нантой охарактеризовал его как человека, имевшего доступ ко всей информации и документам, циркулирующим в парламенте. "Он был очень компетентен. Депутаты консультировались с ним по юридическим вопросам, связанным с внутренними процедурами. Он знал, как сделать законопроект лучше с юридической точки зрения", - говорит Нантой.
Его коллега из ПДС, беседовавший со Europa Liberă на условиях анонимности, также говорит, что многие депутаты спрашивали у Крянгэ его мнение по поводу законопроектов или поправок к ним.
"У нас был случай, когда два или три слова были изменены в законопроекте о здравоохранении до того, как он был отправлен на промульгацию президенту. Тогда министерство обратило на это наше внимание", - вспоминает депутат.
Бывший депутат от либерал-демократов Мария Чобану говорит, что ее не удивили обвинения в адрес Крянгэ.
"Я видела, как он умел добиться расположения всех спикеров парламента. Сегодня он трактует закон, поправку, решение, а завтра, если приходит другой президент, трактовки уже совершенно другие", - пишет Чобану в посте на своей странице в Facebook.