Мост, соединяющий Ботанику и Центр, был сдан в эксплуатацию в 1989 году. Обошлось строительство в нереальную по тем временам сумму денег – около 1 млрд рублей.

 

Автором грандиозной для сегодняшнего Кишинева идеи была архитектор Алла Семеновна Кириченко. В начале 60-х ее, выпускницу Московского архитектурного института, направили в Кишинев разрабатывать генеральный план города. Считается, что именно она и ее команда в Бюро генплана спроектировали все, что было построено в Кишиневе до 1991 года.

До сооружения виадука единственный въезд в центр города с Ботаники был через железнодорожный вокзал. По словам Аллы Семеновны, тогда совсем не редкостью были случаи, когда автобусам приходилось пропускать телеги с лошадьми, что не очень-то украшало путешествие.

«Линейка у меня была длинная – два метра, и я провела линию от самого аэропорта до центра», — вспоминает Алла Семеновна. Местность в той части Долины Роз неровная, так что решено было соединить проспект Мира (ныне бульвар Дачия) с улицей Искра (ныне Букурешть) мостом.

Итак, в соответствии с проектом реконструкции и развития Кишинева, принятым в 1971 году, в начале восьмидесятых началось строительство виадука. Первые строители появились здесь в 1980 году, ими была возведена одна часть объекта, после чего последовал длительный перерыв. Проектную документацию разрабатывал тогда Киевский филиал института «СоюзДорНИИ». В качестве генерального подрядчика строительства был занят мостоотряд №23, который находится в Одессе.

Обошлось строительство в нереальную по тем временам сумму денег – около 1 млрд рублей – но это и понятно. Общая протяженность виадука составляет примерно 1600 метров, конструктивно он состоит из трех мостов и двух земляных насыпей между ними. Длина мостов разная: 120, 300 и 465 метров. Самый длинный мост является и самым высоким. Правая и левая проезжие части виадука разделены бетонным ограждением в целях безопасности. В обе стороны транспорт движется по трем полосам шириною 14 метров.

Когда виадук построили, он был не таким широким как сейчас. Впоследствии его расширяли. Но пробки это не рассосало: в часы пик на мосту скапливаются длинные «хвосты». Эта трасса остается одной из самых насыщенных транспортом автодорог столицы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Интересный факт: в 80-х и 90-х под виадуком на улице Большая Малина проходили тренировки кишинёвских спелеологов. Исследователи пещер спускались вниз с виадука по верёвкам и поднимались по ним же обратно.

При возведении мостов гарантийные сроки по их эксплуатации составляют 70-100 лет, при этом несущие конструкции нуждаются в проведении регулярных капитальных ремонтов. Однако с момента введения в строй виадука в Кишиневе и на протяжении последующих 15 лет ни одного ремонта не осуществлялось.

По Долине Роз, что находится под виадуком, течет Маломалининский ручей. Виадук проектировался с его учетом: ручей запланировали пустить по трубе в пролете между рядами опорных колонн моста. Все шло по плану только до 1991-го.

Известный в республике и за рубежом молдавский архитектор Николай Искимжи описал ситуацию с профессиональной точки зрения на своем блоге. По его словам, лет пятнадцать-двадцать назад русло ручья проходило близко к малоэтажным жилым домам. Но жильцы постепенно менялись. Рос уровень их территориальных притязаний. Левый берег постепенно подсыпался, поднимался, старая бетонная труба, по которой тек ручей, разрушалась. В итоге вдоль берега протянулась полноценная грунтовая дорога, а через ручей перекинули бетонный мостик. «Фактически возникла сложная транспортная развязка», — с горькой иронией замечает Николай Искимжи. А русло ручья сместилось к теперешнему своему положению – прямо под несущие опоры.

«По новому руслу ручей бежит по диагонали, непосредственно касаясь, по меньшей мере, двух несущих мостовых опор. Это надо было так хитро запроектировать и построить всю эту самодельную систему проездов, мостиков и гидротехнических узлов, чтобы полностью «забыть» о надежном основании для опорных конструкций виадука!» — возмущается архитектор. Ручей бежит под виадуком не в лотке и не по трубе, а по естественному земляному ложу. «Естественно, в сильный дождь это ложе размывает, и оно подбирается к подошве опорных фундаментов», — отмечает Николай Искимжи. По его подсчету, опорное основание под одной из колонн вымыто уже процентов на десять, и ее фундамент висит над ручьем. По мнению архитектора, в изменении течения ручья виноваты манипуляции с размерами земельных участков ближайших домов, которые «дают дополнительные удобства проживающим здесь горожанам, в том числе при пользовании личным транспортом».

В управлении общественного транспорта и путей сообщений примэрии Кишинева говорят, что в этом нет «ни малейшего уклонения от нормы». Раз в два года проводится инспекция. Несмотря на то что результаты проверок виадука за прошедшие двадцать лет не вызывали опасений у инспекторов примэрии, укрепить опорную колонну тем не менее решили. В управлении транспорта осознают, что «эрозию тоже нельзя оставлять на произвол судьбы».

По материалам: oldchisinau.com/forum, www.vedomosti.md.

Источник: