Когда-то давно одна из дочерей Дмитрия Александровича Татару помогла американскому предпринимателю. И тот в знак благодарности кроме всего прочего подарил ей две литровые бутылки чистого заморского спирта. Эка невидаль для нас. Но Татару поразила емкость – для него пластиковая бутылка была тогда в диковинку. На той бутылке поставил он цифру «1», сделал запись в заведенном журнале и решил собирать различные спиртные напитки. Вторую же бутылку рачительная жена отняла, объяснив, что сохраннее будет и в хозяйстве всегда пригодится.

Прослышав от своего знакомого, что в селе Садово Каларашского района проживает интересный человек с необычайным увлечением, решил непременно с ним познакомиться. Шутка ли: музей напитков со всего мира в сельском доме!

 Забегая вперед, скажу: он – музей – действительно поражает. Вся Каса маре заставлена бутылками с винами, коньяками, водкой, ликерами порой из самых экзотических стран, самой необычной формы и содержания. Тут тебе и напитки со змеями из Китая, Японии и даже Мадагаскара, бутылки ликеров из Италии с натуральными персиками, киви, грушами внутри (как запихнули-то?!). Напитки, названные именами известных исторических личностей, и в бутылках в форме животных - символов восточных календарей.

 Вначале Дмитрий Александрович собирал их сам. О необычном увлечении сельского учителя, а затем и директора этой школы, очень скоро стало известно не только в селе, районе, республике, но, без преувеличения, во всех уголках планеты, куда забросила судьба граждан Молдовы. Нынче коллекцию пополняют не только бывшие ученики, соотечественники, но и иностранцы, побывавшие в необычном музее. Буквально на днях из Германии поступило несколько бутылок вина. Нередко гости сразу приезжают со своими дарами – о необычном хобби Татару они уже знают.

С крестьянской хозяйственностью и скрупулезностью Дмитрий Александрович нумерует каждый новый экспонат и заносит все данные о нем в свои «амбарные гроссбухи». Да не в одну. В отдельных книгах наименования напитков и где они хранятся, фамилии дарителей в алфавитном порядке, а еще есть книга отзывов гостей. 17 октября 2002 года вице-чемпион мира по шахматам Виктор Корчной записал в последней: «Поражен! Желаю дальнейших успехов!» Его привезли к Татару бывшие его ученики, а ныне директор одного из Кишиневских заводов ЖБИ Василий Гаврилица и заведующий кафедрой физвоспитания КГУ Борис Богуш.

Есть здесь записи со словами восхищения, гордости и почитания премъер-министра Зинаиды Гречаной, многих других известных и уважаемых людей. Весомую лепту в пополнение коллекции внес и другой ученик Татару первый вице-премьер, министр экономики и торговли Игорь Додон.

«Ну а президент страны господин Воронин никак еще не отметился у Вас?» - чуть поддеваю самолюбивого хозяина.

«Пока нет, - не обижается Дмитрий Александрович. – До меня ли ему. Но если пришлет чего в музей – почту за честь!».

 И все же совсем не коллекцией поразил меня до глубины души Дмитрий Татару. Он необычен во всем обычном. Зная о нашем приезде, встречал нас у ворот своего дома типичный сельский пенсионер-учитель. Светлая рубашка и галстук  по случаю торжества момента, аккуратно приглаженные остатки когда-то буйной шевелюры, здоровый румянец на щеках. Впустил во двор, но в дом приглашать не торопился. Вскоре появился еще один колоритный персонаж по имени Мина с внешностью американской кинозвезды Клина Иствуда. Как и положено – в белом батнике под тщательно выглаженном пиджаке и в шляпе.

А теперь прошу в дом,- весело объявил хозяин. И грянул марш. Мина – на баяне, Татару  – на флуере.  На столе – графин молодого вина и ватрушки.

Что было дальше передать словами трудно. То был спектакль высочайшей жизненной силы и красоты. Народные мелодии и баллады в исполнении дуэта перемежались веселыми тостами, автором которых являлся сам хозяин.

В редкие минуты пауз в этом действе удалось узнать немного о самом Татару.

Вернувшись после трех лет службы в армии в родное село Вэлчинець,  Дмитрий застал в родительском доме квартирантку: красивую, веселую, умную и очень добрую медичку Виорику. В сердце парня сразу отозвалось – моя, моя навеки. Так и прожили в мире и согласии  41  год. Она ушла из жизни несколько лет назад, но в сердце Дмитрия живет по сей день. И стаж их совместной жизни, по словам Татару, продолжается. Любит Дмитрий Александрович и их общий с женой директорский стаж - 25 лет: 8 его самого и  17  жены.

«Мы вам сейчас исполним любимую балладу моей жены». Из флуера  потекла столь пронзительно нежная, полная неизбывной грусти мелодия, что слез даже нам, мужикам, было не сдержать. А для Татару, мне показалось, нас уже не существовало, он был где-то далеко, совсем в другом мире, со своей Виоричкой.

На мой слегка провокационный вопрос: приятно-де своими учениками называть известных личностей, хозяин лишь насмешливо усмехнулся.

За свою жизнь я смастерил около 800 винных бочек – ни одной рекламации. Горжусь этим. Но их у нас полсела делает и половина Молдовы. С женой мы вырастили и воспитали достойными людьми троих детей – двух дочерей и сына. Я горжусь ими. Но это обязанность любого родителя. Если ты участвовал в строительстве дома не важно, в каком качестве – мусор строительный убирал. Ты потом все равно будешь гордо и по праву называть его своим детищем: я строил!

А теперь представь, что ежедневно в школу приходят сотни учеников, родители доверили педагогам участвовать в их обучении,  воспитании и становлении как личностей. И в каждого из них каждый учитель, независимо от преподаваемого им предмета, вкладывает частичку своей души. Разве не вправе он затем каждого выпускника своей школы называть своим учеником?! Что же касается громких имен… Я одинаково горжусь всеми своими учениками, будь то министр или простой, но добросовестный сельский механизатор.

Однажды 31 мая (Всемирный День против курения) неугомонный Татару дозвонился до одной из радиостанций и в прямой эфир провозгласил: «Все пью, все ем, работаю, хотя мне уже за 70. Хотите дожить – бросайте курить!!!»

 

Я глядел и слушал Татару и не мог избавиться от назойливой мысли, что мне до боли знаком характер его и ему подобных. И вспомнил: старики-разбойники в исполнении незабвенных Никулина и Евстигнеева. Вот они – перед нами.

Дмитрий Александрович долгие годы играл в известном ансамбле народной музыки «Чобанаш». Объездил многие страны Европы, не говоря уже о советских республиках. И сегодня редкая свадьба или торжество в селе обходится без местного квартета «Кодру» в составе самого Татару и известного уже Мины, а еще директора местного дома культуры Виктора Вулпе и школьного учителя музыки Валерия Попа . 

 Ну чего неймется: пей стакан доброго домашнего вина, спи на печи?!

 - Мы – художественная самодеятельность! – гордо твердит веселый старик.

 - И деньги берете?

- А как же. За удовольствие, а мы несем людям радость, иначе не звали бы, нужно платить. И любой труд должен быть оплачен!

 Философ!

 Провожали нас опять же с музыкой и стаканчиком вина на дорожку. И я вдруг понял, отчего не унимается Татару и его друзья-пенсионеры. Отчего так рады были нашему приезду, как и приезду любых гостей. Им, прожившим активную, полную ярких впечатлений и событий жизнь, просто необходимо постоянное общение. Они боятся, не хотят превращаться в немощных, брюзжащих стариков. Они даже думать о старости не хотят. Не ново: человеку столько лет, насколько он себя чувствует.

 Перебирая не так давно вещи в старых шкафах и комодах, Дмитрий Александрович наткнулся на… литровую пластиковую бутылку американского спирта, что припрятала давным-давно его Виоричка. Сберегла. Не использовала на хозяйские нужды. Хранила на всякий случай для своего Димки.

 

Виктор ВОСКОБОЙНИК.

 

2009 год.