Безусловное соблюдение правовых норм и процедур при расследовании дела Додона становится несомненным императивом для авторитета судебной реформы в целом. Точно так же, как провал дела Додона равнозначен краху судебной реформы в Республике Молдова, возрождению олигархической системы и возвращению к власти пророссийских и антиевропейских политических сил...

Событие, отметившее политическую неделю, сосредоточено на задержании прокуратурой бывшего президента Республики Молдова Игоря Додона по нескольким обвинениям, включая государственную измену, пассивную коррупцию, незаконное обогащение и получение финансирования партии от преступной организацией. 24 мая в течение нескольких часов сотрудники правоохранительных органов провели обыски в нескольких местах, в том числе в доме Игоря Додона в секторе Буюкань столицы, где было обнаружено более полумиллиона леев, десятки тысяч евро, несколько ценных подарков, а также документов, имеющих отношение к расследованию. Восторг общественности вызвало известие о шурине экс-президента Додона Петру Мериняну, который во время обыска пытался проглотить один из документов, что являлось доказательством якобы имевших место нарушений.

Зеленый свет дела о «кульке»

Прокуратура инициировала процедуру после того, как 18 мая исполняющий обязанности генерального прокурора Думитру Робу распорядился о возбуждении уголовного дела на основании появившихся в публичном пространстве летом 2019 года видеозаписей, очень быстро окрещенных общественностью дело о "кульке". Это после того, как Кишиневский апелляционный суд полностью отменил решение Кишиневского суда, блокирующего расследование по этим кадрам, хотя на видеоизображениях было ясно видно, как ныне находящийся в бегах олигарх Владимир Плахотнюк предлагает Додону черный кулек, а их обсуждение свидетельствовало о том, что там было много денег. Ранее Додон с явной наглостью заявил, что не знает, что находится в пакете, и назвал снимки фейком. Наглость Додона в отрицании очевидных фактов проистекает из блокирования реального расследования дела во время полномочий генпрокурора Александра Стояногло, который в 2020 году небрежно заявил, что видеоизображения не являются доказательством для возбуждения уголовного дела.

А обвинение Игоря Додона в предательстве Родины, вероятно, основано на тех записях, которые появились в публичном пространстве незадолго до отъезда Плахотнюка и которые касаются упорно продвигаемого Москвой через Дмитрия Козака проекта федерализации Республики Молдова с миссией чтобы Додон убедил лидера ДПМ Влада Плахотнюка поддержать этот судьбоносный для молдавского государства проект.

Игорь Додон и тактика защиты ПСРМ

Бывший глава государства Игорь Додон неделю назад заявил, что его могут арестовать. С учетом этого он начал строить свою стратегию защиты, которую с большим предвкушением можно было предсказать как обвинение со стороны правительства в попытке отвлечь внимание общественности от повышения цен и тарифов для населения на его арест. Сюда же относятся и домыслы о якобы непроведении прокуратурой дела в 2019 году, которое Игорь Додон характеризует как свою окончательную «реабилитацию» по делу «кулька». На этом фоне бывший глава государства Игорь Додон не признает себя виновным и заявляет, что дело политическое, «шитое желтыми нитками», желтый цвет которого характерен для символики правящей партии «Действие и солидарность».

Ту же тактику использует Партия социалистов, которая пытается убедить большое количество людей выйти на улицы в знак протеста в пользу своего почетного председателя, обвиняемого в коррупции, на том основании, что нынешнее правительство в Кишиневе хочет отвлечь внимание общественности снижением социального уровня жизни. Пока уличный протест в пользу Додона не впечатляет количеством участников, на этих демонстрациях больше говорят по-русски, что свидетельствует о том, что призыв к протесту в большей степени поддерживается русскоязычной частью молдавского общества, которое поддерживает Путина в войне в Украине и которое враждебно национальному освобождению румын-молдаван Республики Молдова. Неслучайно в разгар этих так называемых уличных протестов против противников Додона раздаются провокационные и крайне оскорбительные оскорбления в адрес коренных этносов – «Чемодан, Вокал, Румыния». И это уже однозначно говорит о попытках реабилитации Додона ценой разжигания межнациональной розни в молдавском обществе.

Какая связь между «делом Додона», статусом нейтралитета и российско-украинской войной?

В отчаянии социалисты пытаются спекулировать на опасениях молдаван по поводу войны в Украине, чтобы реабилитировать ее лидера. Лидеры социалистов описывают задержание Додона как акт правительства с намерением дестабилизировать ситуацию перед лицом возрастающей опасности войны. Один из лидеров социалистов обратился к сторонникам ПСРМ с призывом быть готовыми защищать демократию посредством протестов. «Это опасная игра», — сказал он на брифинге. «Те, кто начал эту процедуру, хотят дестабилизировать ситуацию. Для чего? Мы неоднократно призывали Республику Молдова не вовлекаться в опасные процессы, а сохранять свой нейтралитет».

Лидер социалистов не удосужился объяснить логическую связь между статусом нейтралитета Республики Молдова и обвинениями Додона в коррупции. Но эта явная аллегория не остановила попытки социалистов придать уголовному делу против Игоря Додона геополитический оттенок, что как нельзя лучше соответствует заявлениям Москвы об озабоченности Кремля судьбой молдавских политиков с «дружественными по отношению к России устремлениями». До оправдания вмешательства Москвы во внутренние дела Республики Молдова с «благородной» целью защиты прав друзей России, особенно если язык, на котором эти друзья общаются, преимущественно русский, остался один шаг.

Больше вопросов, чем ответов

Возобновление уголовного преследования Игоря Додона Антикоррупционной прокуратурой в этой неспокойной геополитической ситуации вызывает несколько вопросов. В какой степени следствие имеет в данном случае убедительные основания для направления дела в суд в разумный срок? Каждое из обвинений предъявлено Игорю Додону отдельными делами или все обвинения расследуются по одному делу, с длительным сроком завершения? Достаточно ли подготовлена ​​прокуратура, а также власть в целом для убедительного публичного сообщения по этому делу, имеющему особый резонанс в обществе? Является ли дело Додона выражением реформы прокуратуры или это борьба между конкурирующими кланами внутри нее? Способны ли власть, а также проевропейские силы в целом эффективно отреагировать на мобилизацию пророссийских и проолигархических сегментов в случае с Додоном?

От ответов на эти вопросы зависит судьба борьбы с коррупцией в Республике Молдова. Но не только. На самом деле завершенность дела Додона органически основана на многомерной реформаторской способности молдавского общества в соответствии с европейской цивилизацией. Безусловное соблюдение правовых норм и процедур при расследовании дела Додона становится несомненным императивом для авторитета судебной реформы в целом. Так же, как провал дела Додона равносилен краху судебной реформы в Республике Молдова, возрождению олигархической системы и возвращению к власти пророссийских и антиевропейских политических сил.

 

 Анатол Царану

доктор исторических наук, политический обозреватель