Анатол Цэрану для IPN: «Но путинская Россия воспротивилась Западу, а Украина, защищаясь от российской агрессии, все больше и больше тяготеет к Европейскому Союзу и НАТО, причем, как и другие восточноевропейские государства, как, например, Республика Молдова. И ни один Путин в мире не способен остановить объективный ход истории, даже если он еще способен пролить много человеческой крови ради собственных исторических фобий...»


 Запутанны тропинки российской имперской пропаганды, преданно воспроизводящей основные тезисы идеологии путинского режима, построенной на взращивании неприязни к образу „величайшей геополитической катастрофы”, ретроспективно навязанного России - поражения СССР в холодной войне. Поражения, за которым, в понимании Кремля, должно последовать возрождение и месть. На основе этого идеологического мифа была запущена пропагандистская метафора о расчлененном теле русского народа, где Украине и Киеву - „матери городов русских” отводилась роль главной символической потери, которую необходимо вернуть любой ценой. В этом контексте европейский выбор Украины, а также других территорий, на которых доминировала Москва до расчленения СССР, стал серьезной угрозой режиму и реваншистской политике Кремля. Если часть народа, некогда объединенного в границах империи, способна построить демократию европейского типа, то невозможно объяснить, почему Россия обречена на персоналистическую диктатуру.

Призраки Крымской войны

Следовательно, если часть исторического тела резко претендует на независимость и уникальность, отличающуюся от российской, в обществе возникает нечто вроде познавательного диссонанса, затем недоумения, раздражения, возмущения и так далее. Иными словами, желание освободившихся от ига империи народов жить самостоятельно, а не в составе России, традиционно объясняется нынешней российской пропагандой не столько внутренними процессами в обществах новых независимых государств на постсоветском пространстве, сколько результатом происков Запада, мечтающего уничтожить Россию. Это мировоззрение в российском коллективном сознании уходит своими корнями в XIX век, подпитываемое тогда поражением в Крымской войне (1853-1856 гг.) перед коалицией европейских государств, и сочетающееся с другим продуктом, называемым геополитической катастрофой XX века, отождествляемым с крушением советской империи, формирует мощное недовольство, которое привело к агрессии и войне против Украины.

Для оправдания этой братоубийственной войны с украинцами Кремль постоянно взывает к истории. Российский лидер Владимир Путин настойчиво повторяет, что государство Украина является искусственным образованием, созданным большевиками по прихоти Владимира Ленина. Украинского народа, утверждает он, вообще не существует, потому что украинцы и русские - это фактически один народ. Путин уже многие годы как озабочен вопросами украинской истории и украинской идентичности. Еще в апреле 2008 года (то есть еще до войны с Грузией) на закрытом заседании Совета Россия-НАТО в Бухаресте Путин заявил, что не считает Украину настоящим государством. В прессе появились некоторые подробности выступления Путина, рассказанные одним из участников того заседания, что, когда дело дошло до Украины, Путин потерял самообладание. Обращаясь к президенту США Бушу, он сказал, понимаешь, Джордж, что Украина даже не является государством! Что такое Украина? Часть ее территорий - это Восточная Европа, а часть, причем значительная, подарена нами! И затем он очень прозрачно подсказал мысль, что если Украину все-таки примут в НАТО, то это государство попросту перестанет существовать. То есть, фактически он пригрозил, что Россия может приступить к захвату Крыма и Восточной Украины.

О (предполагаемом) историческом единстве

В исторических разглагольствованиях Путина на саммите в Бухаресте привлекает внимание уверенность российского лидера в том, что „часть её (Украины) территорий является Восточной Европой”, подсказывая мысль, что эти территории были несправедливо переданы Украине. Позже экс-президент России Дмитрий Медведев подсказал Польше, Венгрии и Румынии востребовать от Украины свои территории, силой захваченные царской и советской империей. В соответствии с этой логикой нынешние российские лидеры невольно признают, что и Бессарабия, завоеванная силой российского оружия, - это не русская земля, на что претендует Москва, а румынская земля.

На саммите НАТО в Бухаресте мало кто обратил должное внимание на этот „экскурс” российского лидера в историю. На какое-то время после Бухареста Путин приутих в своем желании переписать историю Украины, но в 2021 году оно вспыхнуло вновь. Летом 2021 года он опубликовал объёмистую статью „Об историческом единстве русских и украинцев” (и одна версия на украинском языке была размещена на официальном сайте Кремля), в которой он пространно изложил свои взгляды, состоящие из сплошной смеси исторических мифов, неправды о Крыме и Донбассе и манипуляций по поводу государства Украина.

Смесь невежества и агрессии

Логика, взятая на себя автором статьи, обязывала его в своем изложении унизить представителей национального возрождения в Украине обвинениями в корыстном преследовании „собственных интересов”, грубо упростить лингвистические и этнические процессы и оправдать Российскую империю и Советский Союз от ответственности за этнические манипуляции и преследование по национальному признаку. Даже если в статье он говорил в основном об Украине, Путин в общих чертах обвинял освободительные и национально-освободительные движения всех бывших советских республик, к которым он относится пренебрежительно и готов противостоять им всевозможными методами.

 Взгляды Путина, изложенные в статье, опубликованной до вторжения в Украину, представляют собой смесь невежества и агрессивности. Путин не только отказал украинцам в праве на национальную независимость, но, по сути, заявил о планах силового решения „украинского вопроса”. Целью его рассказа о событиях XIX - начала XXI века было заявить права нынешней России на восстановление Российской империи, подготовить идеологическую и пропагандистскую основу для войны против Украины.

Достиг прямо противоположного результата

Из содержания статьи Путина создается впечатление, что российский лидер искренне считает, что украинцев в природе не существует. Поэтому он отдал приказ о нападении на Украину 24 февраля 2022 года, опираясь на широкую поддержку украинских граждан, якобы жаждущих воссоединения со своими русскими братьями. Однако даже очевидный провал быстрой специальной операции, переросшей в затяжную и кровопролитную войну, никак не усмирил его риторику. 3 марта 2022 года Путин, как ни в чём не бывало, заявил на встрече с постоянными членами Совета Безопасности, что он никогда не откажется от своего убеждения, что русские и украинцы являются одним народом. Но весьма вероятно, что результатом военной авантюры Путина станет не восстановление „исторического единства” русского и украинского народов, а прямо противоположное - окончательное формирование украинской нации.

Золотая Орда проявляла жестокость, но не повлияла на язык, традиции и культуру

Путин, кажется, все еще одержим историей. Недавно, 3 ноября, он выступил на встрече с членами нового состава Общественной палаты России, начав свое выступление с обращения к истории и к Александру Невскому. Путин оправдал то, что Александр Невский пошёл на поклон к ханам Золотой Орды, чтобы получить право на княжение. Даже если это право в действительности означало и обязательство собирать дань Орде с русских. Российский президент заявил, что для Москвы Золотая Орда всегда была лучше „западных завоевателей”. Хотя, как отметил Путин, Орда вела себя на русских землях с безумием и жестокостью, но это не навредило русскому языку, традициям и культуре. По его мнению, именно этого и хотели добиться „западные завоеватели”.

Русская и советская орда навредила языку, традициям и культуре

Если перенесем прецедент Александра Невского из исторической логики Путина на историю Бессарабии, то мы должны признать, что все пропагандистские усилия русского империализма насчёт прогрессивного акта 1812 года о российском освобождении Бессарабии от турок не стоят даже той бумаги, на которой было написано это повествование. Потому что, следуя логике Путина, для румын-молдаван к востоку от Прута доминирование турок, не затронувших наш язык, религию, традиции и национальную культуру, было лучше, чем русские завоеватели, которые нас денационализировали, изолировали путем установления на реке Прут непроницаемой границы от национальной культуры и тем самым навязали нам архаизм национального языка, навязали нам насильственную русификацию и разрушение идентичности, нас лишили национальной церкви.

Болезненная фобия по отношению к Западу

Похоже, что этим новым подходом к истории путинский режим прибегает к попытке полностью перевернуть национальную идентичность русских, которая с XIX, если не с XVIII века, строилась на противопоставлении татаро-монгольскому игу. Сейчас роль Золотой Орды в истории России отводится Западу, в отношениях с которым делается намёк на вечную борьбу с древнейших времен.

Не может остановить объективный ход Истории

Провал войны с Украиной глубоко отразился на Путине, сформировав у него болезненную боязнь Запада и абсолютизировав его фундаментальную оплошность относительно веры в вечный антагонизм Запада по отношению к России. История учит тех, кто способен учиться, что в нашем мире нет вечности. В решающие моменты истории Запад и Россия были вместе. Наполеон потерпел поражение от Великобритании, Пруссии и России, Гитлер - от Великобритании, США и Советского Союза. Путин пренебрёг этой исторической правдой и обрёк Россию и россиян на международную изоляцию.

И сейчас у Запада нет никакого желания силой оторвать Украину от России, как это представляет себе Путин. Украина просто снова выбрала Западный путь, а если бы Россия пошла по тому же пути, о котором много говорил Путин в свой первый президентский срок, то Украина и Россия были бы плечом к плечу с Чехией и Словакией, Хорватией и Словенией, Румынией и Болгарией в Европейском сообществе. Но путинская Россия воспротивилась Западу, а Украина, защищаясь от российской агрессии, все больше и больше тяготеет к Европейскому Союзу и НАТО, впрочем, как и другие восточноевропейские государства, как Республика Молдова. И ни один Путин в мире не способен остановить объективный ход истории, даже если он еще способен пролить много человеческой крови ради собственных исторических фобий.