Сегодня мы находимся не только в парадоксальной ситуации, но и в такого же рода стране под названием Республика Молдова. Стране, в которой «один плюс один» зачастую равен двум, иногда трем или пяти – как результат вмешательства предвыборных движений и эмоций, зачета новых надежд. Однако сумма может быть и 1,3, а может и меньше единицы, – если движения станут хаотичными, запутанными, двусмысленными и неоднозначными для избирателя. И, так как первый тур президентских выборов неумолимо приближается, давайте рассмотрим, причины по которым Майя Санду может и не попасть во второй тур.

Факторов может быть много: внешние, которые принадлежат оппозиции и «друзьям» – конкурентам с тем же избирательным корпусом, и внутренние – стратегия избирательной кампании и те, что содержатся внутри самих кандидатов. Четыре источника ошибок, промахов, неуместных или неадекватных действий и несчастливое вмешательство власти. Теперь обо всем по порядку.

Среди внешних факторов, принадлежащих оппозиции, можно перечислить «удары ниже пояса», «обработку» населения, распространение  дезинформации от имени самого кандидата, или удар по имиджу, организованный на русском фланге (вероятно, для поддержки Игоря Додона) или, возможно, на правительственном уровне. Вторым внешним фактором может быть использование административных ресурсов власти и другие действия, способные провести Мариана Лупу во второй тур. Подобный вариант стал бы самоубийственным как для проевропейского курса, так и  для самой власти из-за предоставленной возможности усомниться в справедливости самих выборов. Это способно вылиться в мощное протестное движение и поставить вопрос о деятельности проевропейского правительства как такового во время выборов.

Что касается внешних факторов, происходящих от друзей или конкурентов по одному и тому же избирательному корпусу, я бы остановился на двух крупных источниках. Первый – Юрие Лянкэ, который опирается на одного с ЛДПМ избирателя и отказывается поддержать единого кандидата проевропейской оппозиции, несмотря на предложения европейских лидеров, включая председателя народных партий Джозефа Долла и заявления самой госпожи Меркель. Игнорируя все призывы, он продолжает избирательную кампанию, обкрадывая Санду на 2-3%, а то и на все 5% голосов, которых было бы достаточно для ее прохождения во второй тур.

Сюда же я бы добавил вероятность, что действия Андрея Нэстасе в этот период и настойчивость в борьбе с «плохим олигархом» приведут к тому, что его электорат уйдет к Игорю Додону, а не Майе Санду. Более того, такое поведение может ослабить шансы во втором туре.

На эту же прямую можно поместить и внутренние ошибки избирательной кампании самой Майи Санду. Их два вида. Первый – внешняя поддержка, как главная составляющая успеха. Так, Майя Санду предпочитает принять участие в заседании Народных европейских партий, вместо того, чтобы направить избравших её лидеров на митинги внутри страны, где они смогли бы поддержать её кандидатуру, а также организовать слаженную работу рабочих групп на местах, потому что реальная борьба за голоса идет не в Брюсселе, а именно в Молдове.

Вторая ошибка находится на границе между внутренним фактором, на который влияет штаб самого кандидата, и внешним, который формируется действиями друзей. Проще говоря, речь идет о двух дезорганизовывающих и дорогих призывах, перенятых у Платформы DA.

Первый – о досрочных выборах, невозможных в условиях молдавской демократии и при существовании правительства и стабильного парламентского большинства.

Второй – заключение олигарха под стражу или хотя бы назначение генерального прокурора, который впоследствии арестует этого олигарха. Подход, который может быть интерпретирован как неевропейский и недемократический, в смысле внутригосударственного взаимодействия ветвей власти. Или, что ещё хуже, как попытка будущего президента использовать юстицию или судебную власть, а также решать те или иные проблемы при помощи административных ресурсов. Проблемы, в которых не то что президенту, генеральному прокурору нечего делать, так как в его компетенцию входит лишь задержание, а не арест.  Лишь судебные органы в праве кого-либо арестовать, и то, в случае, если решение станет окончательным, пройдя все уровни судебной системы.

Наконец, существуют и возможные ошибки самой Майи Санду, как  кандидата. Это отказ нести ответственность за общую поддержку всех трех партий, выдвинувших единого кандидата; отказ от участия в серьезных дебатах; избегание прямой конфронтации с наиболее яркими кандидатами; отсутствие подготовки по важным для Молдовы направлениям, в том числе по внешней политике, обороне и безопасности. Возможно все, особенно если затронуты и обсуждаются больные для Молдовы темы, бесспорно  важные  уже в первом туре.

Одно за другим появляются возможные условия, чтобы закрыть дорогу единого кандидата правой оппозиции во второй тур. Но они ни в коем случае не являются значительными. Напротив. Если сложить результаты кандидатов, которые в опросах прошлой недели заняли второе-третье место, а также толково объяснить, почему Андрей Нэстасе снял свою кандидатуру с выборов, то произойдет естественное и плавное вхождение Майи Санду во второй тур президентских выборов, – она сможет обойти Мариана Лупу и даже значительно сократить разрыв по показателям с Додоном.

После 30 октября ставки изменятся. Естественно, и отношение к новой реальности должно быть иным. Шаги – просчитанными и уверенными, для содействия в борьбе Санду против Додона. Остановите Додона! Остановите погружение Молдовы в Сибирские дебри! Нет федерализации! Не дайте разорвать страну на части! Такими должны быть слоганы во втором туре избирательной компании.

Ну, а как будет на самом деле, поживем-увидим!