Начиная с ночи воскресенья на понедельник, избранным президентом Республики Молдова стал Игорь Додон. Нравится им это или нет, голосовали они или не ходили на выборы, не важно. Каждый гражданин Республики Молдова обязан признать Игоря Додона президентом. Таковы правила демократии. Однако это никого не обязывает верить в него, аплодировать ему или доверять. Нет. Нужно ясно дать себе понять, что это избранный президент государства гражданином, которого ты являешься. Во всем остальном, каждый волен критически воспринимать все поступки Додона, жестко и громко оценивать каждое его отклонение от буквы и духа Конституции, доброй воли и всего того, за что проголосовали граждане.

После того как эмоции поутихли, а поползновения к возмездию и сожаление размылось, в остатке оказалась демократическая реальность избранного прямым голосованием президента, заявившего о своих пророссийских взглядах. Неоднозначно восприняли данную новость и соседи Республики Молдова, как Румыния, так и Украина, где при явной обеспокоенности событием, пока не сумели определиться с отношением к избранному главе соседнего государства. Естественно, все будет зависеть от его дальнейшего поведения и способности стать действительно «президентом всех»», успешно применяя тактику гибкости и механизмы противовесов, исполняя при этом предписанные законодательством обязанности.  Ясность, спокойствие, оценка согласно конкретным действиям, а не по заявлениям, прозвучавшим во время избирательной кампании – именно так пройдет первый период его президентства, под всеобщим, пристальным вниманием.

Именно такое внимание, проникающее, глубокое, до мелочей - ожидаемо. Иначе и быть не может, до тех пор, пока не будут даны ответы на главные для страны вопросы: продолжение европейского курса, решение по реформам, использование имеющегося набора политических инструментов для осуществления идеи досрочных парламентских выборов. Затем последует ключевой вопрос, об имевших место дискуссиях, на тему уступок, в результате осуществленного Москвой  давления, как и возможного отзыва подписи, под договором об ассоциации с ЕС (что неминуемо приведет к аннуляции безвизового режима для граждан Молдовы).

Переубедить сегодня кого-либо в том, что Додон-кандидат - это один человек и Додон - президент «всех» -  другой, будет очень сложно. Убедительности в этом мало, а легитимность избранного президента Республики Молдова в глазах Запада заметно, низкая. Главная дилемма сегодня это изменить собственную позицию и  поддержать проевропейскую ориентацию, обманув собственных избирателей сохранить стратегическую ориентацию или будучи последовательным человеком - разорвать Соглашение об Ассоциации?

А между прочим, это ведь самый легкий вопрос на который предстоит ответить новому президенту. Есть и другие, более важные и сложные. Каким образом он собирается строить отношения с Парламентом, Правительством, с с Владимиром Плахотнюком?.. Ты можешь желать все изменить, но для этого необходимо начать сотрудничество с государственными учреждениями, внимательно следить за всем и анализировать каждый свой шаг. Что же касается Господина П., тут дела обстоят более замысловато.

 Существуют или нет договоренности и финансовые интересы в отношениях между двумя главными действующими лицами политической сцены Молдовы не столь важно. Главное в том, что у них разный менталитет. Этот факт приведет к столкновениям свойственным обладателям реальной власти: Додон с позиции главы государства и руководителя крупнейшей оппозиционной партии, а Плахотнюк – как владелец и управляющий значительной части действующего бизнеса в Республике Молдова, человек с предпринимательской жилкой, превративший страну в фирму, авторитарно управляемую держателем контрольного пакета ее акции.

Воскресные выборы привнесли в политическую жизнь страны новый полюс: Майю Санду, нынешнего официального лидера и символ уличных протестов  правой оппозиции. Сложные выборы, в ходе которых воспользовались менее чистыми средствами борьбы, и даже при этом, лидер партии Действия и Солидарности получил неожиданное второе место, с 5% отставанием от победителя. 

Сегодня, этот политический багаж должен быть внимательнейшим образом изучен и упрочен, консолидирован, для того, что бы после отсеивания всего наивного, дилетантского и романтического был открыт доступ прагматизму и профессионализму. Ее роль будет достаточно велика, принимая во внимание  будущие всеобщие парламентские выборы 2018 года.

Все три основных принципа сегодняшней молдавской власти: Игорь Додон – государственная власть, Влад Плахотнюк – деньги и ресурсы, Майя Санду – лидер оппозиции с престижной символической властью –  утрясутся. Каждый из них займет свою область власти, свои атрибуты и учреждения и обязательно столкнутся в будущем. Вероятнее всего первые два. Эта борьба будет битвой за власть в обозримой перспективе.  А сама европейская дорога Республики Молдова проходит сквозь хрупкие балансы и изменения, которые мы надеемся, не слишком резки, как и сквозь лидера федерализованной оппозиции Майю Санду, внимательно следящей за реформами правительства, и подготовленной к будущей избирательной кампании. 

 

Перевод с румынского - Рустам Оруджалиев