Президент Румынии Клаус Йоханнис отказался вступить в агрессивную дискуссию с новоизбранным президентом Республики Молдова. Иначе говоря, глава румынского государства преподал будущему президенту Молдовы урок по правилам протокола и хороших манер.

"Мы не высказали собственное отношение к различным интервью некоторых политических лидеров Республики Молдова. Наше внимание привлечено к абсолютно другому вопросу, более серьезному и необходимому, касающемуся ясности в отношении проектов и подходов Румынского государства к Республике Молдова. Вне зависимости от заявлений и их авторов главным для нас остается Республика Молдова, и мы стремимся оставаться ее главным партнером и помощником",- заявил Клаус Йоханнис отвечая на вопрос о том, каким ему представляется будущее рабочей группы занимающейся вопросами взаимодействия с Молдовой, в свете прозвучавших требований Игоря Додона о необходимости ратификации договора о государственной границе между Румынией и Республикой Молдова.

Журналист: Вы собираетесь отвечать на эти заявления?
Клаус Йоханнис: существуют так называемые дипломатические обычаи. Несмотря на то, что на данный момент господин Додон не является президентом Республики Молдова, я верю что он потихоньку поймет, как поступают президенты.

Глава Румынского государства старается объяснить господину Додону что должность президента отнюдь не означает вседозволенность, она скорее позволяет поддержать  общение в рамках подходящих для  обоих собеседников. Не пристало Президенту страны вступать в дискуссии с лидером партии соседнего государства, тем более делать это публично. И даже после официального вступления в должность Игорь Додон обязан понимать, для того чтобы диалог состоялся, необходимо изначально разрешить все возможные недоразумения на уровне руководства Республики Молдова. Затем уже можно провести переговоры по обсуждению всех частностей и деталей на нижнем политическом и техническом уровне двух стран. Принимая во внимание достаточно скромный список полномочии главы молдавского государства, его чисто представительские функции без права влияния на исполнительную ветвь власти, у самого господина Додона, вырисовывается довольно ограниченное пространство для маневров по темам и вопросам способным быть поднятыми в ходе двусторонних диалогов со своими коллегами, в том числе и с президентом Румынии, в плоскости компетенции которого находятся рычаги принятия решений по внешней политике, безопасности и обороне.

В итоге, для проведения встречи в верхах необходимо наличие соответствующего графика и плана действий детали которых отработаны на техническом и политическом уровнях, и лишь после этого следует предоставлять его для обсуждения на уровне глав государств. Без учета опыта и при отсутствии минимума правил регламентирующих двустороннее общение а также уверенность во взаимоуважении позиций сторон встреча не состоится. У господина Додона существуют серьезные проблемы в том что касается отвлеченности от вопросов идентичности и истории. Ответы на данные вопросы должны прозвучать из уст специалистов в компетенции которых они находятся. В независимости от своих собственных убеждений, а также в том, что касается соблюдения прав человека, соответственно права избирать и быть избранным - соответственно быть государственным служащим, а также, при наличии второго гражданства, соответственно являясь румынским гражданином - и права на свободу самовыражения, права на свободу слова и свободу собраний а также на публичное проявление несогласия в форме протеста, даже при условии что ты являешься унионистом. До тех пор пока соблюдение указанных выше норм не будет подтверждено, Игорь Додон не сможет встретиться с президентом Румынии, еще и потому, что подобная встреча не только отражает уровень благополучных двусторонних отношений но также означает и его политическое признание.

Новоизбранный президент, отреагировал на заявления президента Румынии, Клауса Йоханниса, настояв весной этого года на открытом письме, однако это заявление было сделано им в качестве лидера политической партии. И вновь обсуждение вопроса, обсуждение президента Румынии происходит в пределах социальной сети, публично, и является неприемлемым, а полемический тон в данном вопросе скорее вредит чем помогает, потому что глава румынского государства  не станет участвовать в публичных спорах со своим молдавским коллегой.

Косвенно, Игорь Додон получил полный ответ на собственные пожелания. Ему стоит лишь научиться понимать их. Во время заседания Верховного совета по обороне страны президент Йоханнес заявил: "Нашей главной целью является помочь Республике Молдова,  органам ее государственной власти стать сильнее, и продолжить проевропейский маршрут. Иными словами, решается вопрос об укреплении и реформировании Республики Молдова в европейском смысле. Эту роль обозначило для себя румынское государство. В перспективе, станет возможна интеграция Молдавского государства в европейский союз.

Таким образом, необходимо подготовиться к подходящему моменту который обязательно представится. Замечание косвенно указывает на действующие отношения между донором и получателем помощи, поставив Игоря Додона на место, и указывая последнему на то, что отчетностью доброжелательному и безусловному донору может служить соблюдение стратегической ориентации государства, президентом которого он является, а также, обоюдное соблюдение правил игры. Если же нет, тогда он, Игорь Додон рискует оказаться в иррелевантности, и станет получать публичные ответы лишь на уровне журналистики и политической полемики, при этом ему можно будет напрочь забыть о поездках для встреч и бесед в Бухарест. Это, по мере необходимости, может стать прерогативой премьер-министра Республики Молдова.

ПЕРЕВОД С РУМЫНСКОГО  РУСТАМА ОРУДЖАЛИЕВА