В финале прошлой недели мы стали свидетелями возвращения Партии платформа «Да». Это было не возрождением партии Андрея Нэстасе, скорее его возвратом, посредством съезда партии и марша протеста, однако, снова по правую руку от Нашей партии и пару-тройку социалистов.

Вдохновившись сполна запалом румынских манифестантов, раздробленная оппозиция попыталась «поймать волну» и «поживиться» завораживающим воображение, не сходящим с дисплеев мировых телеканалов, сторонним имиджем.

В реальности, между указанными проявлениями политической активности зияет фундаментальная разница. Разница в материи, не говоря уже о качественном превосходстве. С большой долей вероятности можно сказать, что причинами столь значительной разницы между первым и вторым примером протестов послужили как отсутствие четко  выраженной позиции движения по поддержке румынизма в Кишиневе (более того, в недавнем прошлом ее протесты были отмечены откровенной неприязнью к самим унионистам, которых сторонники Нэстасе попросту выдворили с Площади Великого Национального Собрания, и довольно прочно облюбовали тезисы гражданского молдовенизма), так и отсутствие проевропейской направленности: на съезде много говорилось о правилах европейского типа, но не было ничего сказано об интеграции в ЕС, как об естественной цели, не говоря уже о поддержке самих европейских реформ (что в свою очередь послужило бы своеобразной критикой правительства, если не глубокими атаками и давлением на кабмин, с целью углубить и ускорить качество и ход реформ.  

К сожалению, партия не заявила о себе даже ни как антикоррупционное движение, главным тезисом которого могла быть логичная поддержка профильных государственных  органов и борьбе с коррупцией, ограничившись лишь на борьбе с так называемым захваченным государством и с самим Владом Плахотнюком, а также, естественно с существующим парламентским большинством, и  провоцированием возможных досрочных выборов, для организации которых нет никаких возможностей, в сложившемся пророссийском окружении, и в конце концов, под угрозой риска смены стратегического курса государства.

Хотя, возможно самая спорная часть — это возврат к уличным протестам, вместе с представителями Нашей партии и Партии социалистов. На мой взгляд, такое с позволения говоря сотрудничество может стать для платформы «ДА» самоубийственным шагом, способным переформатировать про-анти-олигархический фронт, и кроме всего, он противоречиво намекает на президента Игоря Додона: несмотря на то что он является карманным президентом Плахотнюка, возможна инициация референдума по отмене скандально известного закона о возврате миллиарда. В том, что Андрей Нэстасе не компетентен в экономике – это не только его личная проблема, это прямой путь к политическому самоубийству самой партии, руководителем которой он является.  Как можно ратовать против естественного требования МВФ – принятия ответственности за финансы, являющиеся собственностью молдавского населения и молдавских же компаний, у которой, по большому счету, не существует альтернативы.

Теперь о терпимости к Игорю Додону. Еще недавно Андрей Нэстасе "молчал в тряпочку", в том, что касается комментариев по заявлениям главы государства, сделанных в Москве, тем более, что его совершенно не интересовало с каких позиций он критикует большинство или правительство, лишь бы критиковал. Однако, отсутствие реакции в защиту собственных проевропейских идей, при условии, что таковые имеются, либо в защиту сотрудничества с Румынией, предоставившей гражданам Республики Молдова, ресурсы необходимые для выживания, в сложный зимний период, - мягко выражаясь - более чем дилемма. Зато, возрожденные союзы с социалистами и активистами Усатого, направленный против власти, которая, несмотря ни на что, проводит европейские реформы, сложно маскируется как борьба против олигархов, удерживающих захваченное государство.

Партия платформа «ДА» доказала, что у нее по-прежнему кризис в общении, более всего по существу подходов и политических ориентиров. В отношении подходов, наблюдается окаменение в одном единственном направлении, направлении достижения власти, при том, не важно с кем, с какой целью, главное – изгнать нынешнее большинство и смести правительство. Их главным ориентиром стало «Все в сторону, освободите мне место!»…

Другой, не менее крупной, обозначившейся сегодня проблемой является несогласованность действий, не взирая на соглашения, договора о сотрудничестве и необходимости спайки проевропейской правой оппозиции на улице. Они объявляют себя единственной оппозиционной партией, забывая, что Майя Санду выиграла более 48% голосов сограждан во время президентских выборов, находясь в миллиметре от того, чтобы вырвать победу из рук Игоря Додона. Законность демарша волка-одиночки, никогда не проходившего сквозь «коридор препятствий» избирательной кампании, является такой же предосудительной, как и позиция по присовокуплению к пророссийской, левой оппозиции! Все это потому, что доверие, не подкрепленное голосованием, остается лишь в воображении самого Нэстасе, чьи коллеги по партии с ехидством потирали руки, помпезно отмечая поражение Майи Санду на президентских выборах.

Возврат к жизни всегда приветствуем. Но, по большому счету, ППДП предстоит многое изменить, и прежде всего, обязательства перед собственными сторонниками, в том, что касается сплоченности и ясного дистанцирования от пророссийской ориентации. Если нет, то ему придется столкнуться по политическим вопросам с левыми, в результате чего, он скорее всего потеряет собственных избирателей, как только ясная и четкая проевропейская правая формула забрезжит на Фоне политического спектра страны. Подождем действий ПДС и лично Майи Санду, а также согласованности по единой платформе правой оппозиции, заблаговременно подготовившейся к предстоящим парламентским выборам. Тщательно продуманные подходы, а не мелкие, маргинальные заметки в сфере социальных политик, критикуемые сегодня (подобно талонам на питание) а также, присутствие во всех антидодоновских позиционированиях, против возврата к российско-советской империи, против смены стратегического курса, в ключе заявленной проевропейской направленности.

Что касается массовых протестов в Румынии, то в данном случае, несмотря на довольно хрупкую оппозицию, была четко показана способность румынского общества, защитить собственные интересы и ограничить, достойные порицания, поползновения власти, не считающейся с желанием общества дать отпор коррупции, как и желания беспрекословного следования в европейском направлении. Несмотря на свежесть воспоминаний о недавних парламентских выборах, в момент появления непреодолимого желания выйти за пределы собственной предвыборной программы, продавливая собственное решение, способное подорвать борьбу с коррупцией и увести от ответственности незначительное количество «своих», уменьшая наказания одним либо утяжеляя действия направленные против других, поссорившихся с законом, общество мгновенно отреагировало: и с помощью протестов, и с помощью митингов, добившись отмены данного постановления правительства, и одновременно нанеся сокрушительный удар по тем, кто злонамеренно воспользовался своим законным положением и вотумом доверия избирателей.

Настоящие плоды всего произошедшего станут заметны позже, однако уже сегодня можно с уверенностью заявить, что Румыния вернулась к пути соблюдения европейских ценностей, принимая ответственность за определение и ограничение полномочий, способных породить вседозволенность и превышение власти, направленных против прав и на защиту там, где они произошли, а также осуществить корректировку отдельных положений, могущих спровоцировать ряд ошибок на уровне целой судебной системы. Массовое, протестное уличное движение вернуло румынам гордость за собственную нацию, а стране – престиж европейского государства, страны повзрослевшей демократии, равновесия и взаимного контроля ветвей власти и руководителей населением.

В качестве достойного примера для Республики Молдова может служить проевропейская консолидация, потому как возврат к Москве и путинскому Евразийскому союзу не принесет никаких изменений, не создаст никаких механизмов по контролю за властью, по превышению полномочий либо по борьбе с коррупцией и укоренению верховенства закона. Более того, жизненно необходимой является поддержка если не усиление реформ в течение данного периода, необходимо обязать парламентское большинство и кабинет министров строго следовать путевым листам реформ, осуществлять их реально и глубоко. И наконец, однажды установленный и налаженный механизм будет долго и верно служить, карая каждого посягнувшего на закон: приведя его на скамью подсудимых, лишив незаконно нажитого имущества и посадив за решетку, вне зависимости от положения, регалий и связей.

Законность обеспечивается не только лишь голосованием, но и также, соблюдением законодательства, потому что правление не может быть демократичным, кроме как с помощью всеобщей поддержки и в интересах общества, и никак не на пользу потенциальных временщиков у руля государства, либо неинституционализованных держателей реальной власти.

 Перевод с румынского - Рустам Оруджалиев