Шпионаж - одна из старейших профессий в мире и является прерогативой лишь профессионалов. Ну что прикажите делать, если она сочетается с изменой, финансовыми интересами и даже с политическими проектами, для поддержания интересов иностранного государства, политиком или государственным должностным лицом, имеющим доступ к конфиденциальной информации, которую в противном случае, пришлось бы использовать на пользу своей страны?

Постсоветское пространство является излюбленной областью действия российских спецслужб. Настолько, что за нее отвечает внутренняя информационная служба ФСБ России, преемница более известного КГБ всем постсоветском пространстве, а отнюдь  не российская внешняя разведка СВР. Добавьте сюда ГРУ, российскую военную службу разведки, крайне агрессивную и в последнее время. Все эти службы объедены общим оперативным составляющим, что в свою очередь доказывает их занятие серьезными и агрессивными действиями на обозначенном пространстве.

Поскольку новые независимые государства не родились  со своими собственными вооруженными силами или спецслужбами, российские спецслужбы  тихо колесят все это пространство. Кроме того, когда эти инструменты государства начали формироваться и функционировать, они были основаны на военных и разведчиках, выросших из бывших советских структур, имеющих коллег, друзей, товарищей, занимающих высокие посты в российских спецслужбах. Таким образом понятно и объяснимо общее доминирование ФСБ и ГРУ над национальными службами, более того, иногда назначение руководителей национальных структур безопасности осуществлялось с одобрения Москвы (см СБ во время Януковича).

Основным моментом разрыва послужили случаи цветных революций и воин за национальное освобождение. И если в случае Грузии, сумевшей разрешить проблему собственной службы безопасности после революции роз и прихода к власти Михаила Саакашвили, в 2003 году, подобный процесс в Украине протекал намного сложнее, с множеством взлетов и падений, начавшись в недрах националистической администрации президента Кучма, стремившегося к  интенсивному диалогу с НАТО и осуществившего реформы структур безопасности совместно с этим альянсом, более или менее результативно, и продолжив с Виктором Януковичем и Оранжевой революцией. Преемственность режимов, невзирая на некоторые отклонения, не помогли создать полностью независимую информационную структуру в Киеве, получившей реальное второе рождение лишь после крымских событий 2014 года и военной агрессии на востоке Украины, в ходе реформы системы безопасности начатой в те времена. Сложно.

Подобная история произошла и продолжает происходить и в случае Республики Молдова. Создание MSN изначально было далеким от отрыва молдавской службы от российских структур безопасности, скорее оно означало постсоветское продолжение. С момента создания СИБ, независимость или зависимость от российских коллег последовало вслед за веяниями по зависимости или независимости Республики Молдова от РФ на политическом уровне. Шаги были довольно сложными и в данном случае также прослеживались подъемы и падения. Все что можно сказать, это то что Владимир Воронин, являвшийся воистину сторонником молдавской независимости во всем, был тем кто реально поддержал подобное отделение от российских спецслужб, после 2003 года, но и во время его правления не все было настолько гладким как кажется. Уже после 2009 года становятся заметными более последовательные шаги в этом направлении, связанные с реформами сектора безопасности и твининговой программой, но и в этом случае шаги были, скорее всего, скромными и неуверенными.

Сегодня мы можем наблюдать с особым вниманием и большим чувством уверенности данное учреждение, в связи с выводом данного ведомства из под контроля пророссийского президента Игоря Додона, и передачи его полномочий в ведение правительства и парламента. Но и в данном случае консолидация ориентации не является целенаправленной. На некоторых вопросах стоит остановиться особо внимательно. От исламских радикалов и выдворений, до арестов наемников с театра военных действий на восточного направлении Украины, до предотвращения сепаратистских движений и перехвата некоторых документов, вплоть до российских военных, прибывающих транзитом в кишиневский аэропорт, по дороге в Тирасполь. Во всех перечисленных случаях службой безопасности были предприняты многочисленные важные шаги и действия.

Однако главные направления поддержки связанные с оптимизмом развития службы информации и безопасности исходят из вклада ведомства в расследование отмывания 22 миллиардов российских долларов посредством молдавских банков – не предупреждение действий, а поддержка для последующего определения доказательств и соучастников данных действий. Более того, мы стали свидетелями разоблачения реального шпиона и предателя действовавшего на территории страны.

17 марта текущего года, сотрудниками прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и специальным поручениям совместно с офицерами службы информации и безопасности был задержан с поличным гражданин Республики Молдова, занимавший ранее, довольно длительное время, важные государственные должности, включая должность депутата парламента Республики Молдова,  Юрий Болбочану. Задержание произошло в момент передачи им важных государственных сведений помощнику военного атташе российского посольства Александру Грудину.

Следствие проходило более 7 месяцев, и включало подтверждение по вербовке, подготовке и осуществлению действий указанных в статьях 337 и 338 Уголовного кодекса РМ, и характеризуемых как «Измена Родине и шпионаж», а также комплекс всех сопутствующих действий. Мы не станем вдаваться в подробности, однако действия по обезвреживанию и огласке проведенной операции продемонстрировали с одной стороны решимость соответствующих органов к вмешательству и способность делать это профессионально, с представлением всех доказательств и фактов. В данном случае заслуживает внимания и сам ход процесса и его подача.

Ни для кого не является секретом факт осуществления шпионской деятельности на территории РМ российскими спецслужбами. Эта деятельность осуществляется без особых стеснений, используя все доступные инструменты. От слепой эксплуатации до внедрения собственных представителей в структуры и должности способные принимать важные решения. Случай разоблачения, о котором рассказано выше является ярчайшим показателем того, что все разумные пределы были давно пройдены, а также о наличии твердой решимости молдавского руководства дать по рукам авторам данных действий и противостоять им.  

Персона Болбочану – всего лишь одиночный элемент в гигантском аппарате российских спецслужб, действующем в Кишиневе. Одни агенты являются обычными официальными служащими. Другие – занимают высокие государственные должности, вплоть до самого высокого уровня. В этом вопросе мы имеем дело с формулами «информация в обмен на деньги», задуманные в соответствующих профессиональных, конспиративных формах. Однако, если коснуться области шпионажа осуществляемого политиками и руководителями принимающими решения – то тут можно смело говорить о лицах получавших наличные деньги пачками, зачастую публично, в общественных местах, напрямую от представителей дипломатического корпуса. «Ну-с, чем сегодня порадуете?», обычно такими словами встречали молдавские чиновники работников российского дипломатического представительства в Молдове, передававших им пакеты с деньгами. Все это происходило на глазах у обычных граждан, становившихся невольными свидетелями данных встреч.

В прошлом подобного рода игры не заканчивались наказаниями. Оплата в конвертах, в любой валюте кроме российских рублей достаточно нова и не скрывается, и кроме всего никто не занимается оплатой услуг политических лидеров с существенными полномочиями в государственных органах иностранными гражданами. Стоит ли после этого удивляться уровню безопасности Республики Молдова и уровню внедрения спецслужб третьих стран? Особенно российскими?

В данном случае Молдова не является единственным объектом. На днях, сотрудниками службы безопасности Украины были задержаны 9 человек, о которых говорят как о членах службы российской военной разведки ГРУ. 

Эта сеть, согласно заявлению главы аппарата директора Службы Безопасности Украины, Александра Ткачука, состояла из отставных и действующих военнослужащих. Основной целью группы было проникновение в объекты стратегической важности южных областей Украины, для сбора информации, саботажа и совершения террористических актов. Координатором действий агентов ГРУ была одна из государственных служащих проживающая в Одессе, прошедшая обучение в специальном информационном центре ГРУ, в Крыму. Четверо агентов были арестованы, остальные находятся по «контролем СБУ».

Не стало исключением и расследование, проходящее в США. На этот раз внимание спецслужб было привлечено к лицам, имеющим влияние на окружение и администрацию президента США Дональда Трампа. Все это делается для того, чтобы получить четкий ответ: какие действия являются вполне законным, а какие  относится к проплаченными российскими секретными службами.

Слаженные действия Службы безопасности Республики Молдова предпринятые на днях вписываются в довольно серьезное предупреждение надежного сдерживания, осуществляемого  как самой службой, так и властями страны в целом. Пока это был лишь единичный случай, но не исключено что последуют и другие, вплоть до самого высокого уровня. Любой вовлеченный в политическую орбиту граждани, посмевший шпионить за деньги, предавать и продавать интересы государства, оправдываясь тем, что Республика Молдова должна быть увлечена в Сибирские дали, в будущую новую российскую империю, получили реальный сигнал, о том, что Республика Молдова - это уже довольно серьезное государство, и все, кто пытается предать его интересы, получат по заслугам. Вне зависимости от должностей, влияния, рангов, и уровня собственной значимости в государстве. Предупреждение любителям! А также, всем тем, кто могут в случае необходимости покопаться в собственном сознании, и припомнить моменты, во время которых, взамен переданной информации получили финансовое вознаграждение, естественно в местах, где их засняли на видео, в присутствии свидетелей, тех, кто в полной мере заслужил тюремное заключение. Это ожидает всех, вне зависимости от места в иерархии, способности принимать определенные важные решения и имеющегося мандата...