Юлиан КИФУ // Единый кандидат «правых»: quo vadis?!
Волнения среди тех, кто когда-то решил выдвинуть кандидата от проевропейской оппозиции на выборах президента. Это повод проанализировать ситуацию, но, к сожалению, не шансы и перспективы, а то, куда мы пришли и существует ли ещё проект единого кандидата. Сразу добавим, кандидата с максимальными шансами попасть во второй тур и, в зависимости от его личности и харизмы, стать президентом.
В выборе кандидата важнее всего был бы качественный анализ шансов каждого претендента, а не банальное количественное исследование на базе согласованных опросов. Это связано с возможностью привлечь новые голоса во втором туре, получить как можно больше поддержки от сторонников проевропейских сил и, не в последнюю очередь, избежать дискредитирующих компромиссов – необходимое условие для победы на выборах. Такой анализ можно обнаружить в качественном , а не количественном исследовании. К счастью, по моим оценкам, в обоих опросах лидировать будет один кандидат, которому отдает предпочтение ЛДПМ.
Проект начинали четыре партии: ЛДПМ, ЕНПМ, ПДС и ППДП. Юрие Лянкэ попытался то ли начать с фальстарта, то ли сделать так, чтобы его считали особенным, отправляя на встречи других людей вместо себя. Позже, когда стало ясно, что у него нет шансов, он перешел к формуле «между лагерями»: ни туда, ни сюда; и с властью, и с оппозицией, по сути, предавая проект. Он ничего не подписал, не приходил на встречи (четыре раза уезжал за границу), получив таким образом возможность оправдываться и уходить от обвинений в предательстве. Затем Лянкэ попробовал сыграть на исключительности и признании своей персоны на международной арене, показывая нам фотографию с госпожой Меркель. Бесполезно. Электорат слишком занят настоящими проблемами, поэтому остался равнодушен и не обратил внимания на тонкие намеки и фотографии из личного архива, которые ни о чем не говорят и ничего не гарантируют.
Из добрых чувств, я остановлюсь здесь. Я знаю, кто занимается кампанией Лянкэ. Это мой хороший друг. Я пропущу всю кампанию Лянкэ из профессионального вежливости, потому что он маргинальный персонаж в этой гонке и не заслуживает внимания. Он мог бы помочь проекту единого кандидата, если бы не проводил столько времени перед зеркалом, занимаясь самолюбованием.
После этого в игре остались трое: ЛДПМ (без кандидата), ПДС и ППДП. Вместе с исчезновением ЕНПМ из уравнения, изменились и их шансы в проекте «единый кандидат от «правых». Три партии подписали совместное заявление (нет, не соглашение!), согласно которому один из кандидатов выйдет из предвыборной гонки перед официальным стартом избирательной кампании. Я уже говорил, что к этому пришли слишком поздно: оба имени уже будут в избирательном бюллетене, а это приведет к разбросу голосов.
В этот момент появилась очевидная трещина, о которой предпочли не говорить. Лянкэ опубликовал фотографии с канцлером Германии Ангелой Меркель и, как следует из пресс-релиза ЕНПМ, прямо поддерживается ею. Тогда Виорел Чиботару попытался компенсировать ситуацию: он подчеркнул, что ЛДПМ – член народно-европейской семьи, а не партия с названием «Европейская народная партия Молдовы», председатель которой Лянкэ. Поэтому Чиботару организовал встречу с председателем народной партии Джозефом Доулом, который открыто заявил о поддержке идеи выдвижения единого кандидата. Из двух потенциальных кандидатов Чиботару представил только Майю Санду, которая до сих пор занимала второе место во всех опросах, но «с чьей кандидатурой согласилось большинство членов ЛДПМ». Тем не менее, и председатель ЛДПМ Виорел Чиботару, и Майя Санду вновь заявили, что остаются верны совместному заявлению – определение единого кандидата на базе опросов до 1 октября.
Отметился и Андрей Нэстасе. Занимая третье место в опросах и не получая выгоды от Доула, лидер ППДП намекнул на возможный выход из игры. Он, кажется, не согласится на выход из гонки на основании результатов опросов. Нэстасе начал продвигать фатальную формулу, которая не связана с «национальными интересами», как наиболее сильной мотивацией, в стороне от опросов, чтобы выдвинуть собственную кандидатуру. Результат? Шансы правого кандидата попасть во второй тур ещё ниже. Кроме того, появилась вероятность острой борьбы за избирателей и, косвенно, рост значимости поддержки ЛДПМ Майи Санду. Что, кажется, ясно определит кандидата от объединенной правой оппозиции, если он, конечно, будет.
Будем надеяться, что поддержка проекта и будущего единого кандидата будет, причем реальной. Иными словами, ППДП поддержит Майю Санду и предвыборную кампанию в её поддержку (если она станет кандидатом), чтобы увеличить шансы на победу. В любом случае, выход из проекта подорвет шансы Андрея Нэстасе, ведь он уйдет, не выполнив договоренности и оставив позади избирателей, которые надеялись на лучшее. Это может привести к тому, что часть электората ППДП, в конце концов, перейдет на сторону Майи Санду. Так, нарушив договоренности, Нэстасе похоронит свою кандидатуру и уйдет из политики под град обвинений за то, что не сдержал слово, поставил под угрозу шансы на победу едино кандидата. Более того, общественность возложит на него вину за отказ от проекта правой проевропейской оппозиции выдвинуть единого кандидата на пост президента, которую он разделит с Лянкэ. Но я все же надеюсь, что мы не дойдем до этого.
В остальном, думаю, говорить о двух пророссийских кандидатах во втором туре пока рано. Я не видел опросов, заверенных ЦИКом. Зато можно заметить отсутствие беготни Усатого рядом с Чубашенко по стране, которое наблюдалось ранее для создания необходимого образа. В остальном, стратегических уязвимостей, нацеленных на политических игроков, или громких разоблачений пока не появилось. Вероятно, заинтересованные лица рискуют выйти из политики раньше, чем серьезно войдут в нее, если не проявят себя 30 октября. Предполагаю, что многие спонсоры и партии на этот раз закроют свои двери, без того, чтобы эти партии, запущенные с надеждой, не будем забывать, достигли и общих выборов...