Один из приближенных председателя ДПМ Влада Плахотнюка пытался получить деньги из акций Moldova Agroindbank Вячеслава Платона в процессе масштабной чистки банковского сектора. Рейдер выступил с предложением, которое на первый взгляд кажется заманчивым: 2/3 «Энергоальянса». В итоге его отклонили. Подробнее предложение Платона обсуждается в аудиозаписи телефонного разговора Платона с Сергеем Яраловым, полученной накануне Deschide.MD. Совпадение ли, но вчера у Платона был день рождения.

Платон просит Яралова поговорить с каким-то человеком, не называя его имени [из контекста беседы можно предположить, что речь идет о Владе Плахотнюке, — прим.], и дать ему возможность вернуть деньги из MAIB. Судя по тому, как строится беседа, создает впечатление, что рейдер знает о незаконных действиях своих ставленников в банке. Более того, он утверждает, что может сделать банк банкротом, добавляя, что тогда «расчищение банковской системы в прямом смысле будет расчищением». Редакция не может гарантировать подлинность аудиозаписи, но обсуждаемое в разговоре позволяет предположить, что разговор проходил в 2015 году.

«У меня берут и блокируют деньги на ASITO. Ну с какого х*я? Причем, я знаю, откуда шла команда. Раз я промолчал. Потом начинает центр мне блокировать мои акции в Agro. Я тоже промолчал. Ну и куда дальше?», — спрашивает Платон Яралова в разговоре, который записывал первый.

В ответ Яралов говорит: «Потому что он [Плахотнюк], например, говорит, мол, у вас же был на каком-то этапе разговор со Славой, что ты против государства и госпредприятий ничего предпринимаешь, никаких акций. И тут "Энергоальянс" появился».

Платон перебивает и говорит, что «"Энергоальянс" появился задолго до...».

Дальнейшая беседа Яралова и Платона позволяет понять, что если бы обсуждение «Энергоальянса» началось раньше, то «он» [Плахотнюк] сообщил бы Платону о чистке банковского сектора.

«Он говорит, что [Платон] мог точно так же прийти и сказать: "Ребята, есть такая ситуация [контракт "Энергоальянса" с государством], я вот в ней, но, так как мы договорились, дайте мне в ней "добыть" до конца, потому что она была раньше, чем мы обсуждали мое неучастие. Слава не пришел. Ты, в свою очередь, говоришь по-другому: вот "международники" поставили задачу выбить Славу с финансового рынка; почему — не сказали, вот тебе время"», — объяснил Яралов Платону.

Последний перебил первого и сказал, что руководство «Энергоальянса» было готово дать «откат» вплоть до 2/3 бизнеса.

«Про "Энергоальянс" я ему говорил задолго до этого, ещё два года назад: что есть такая ситуация, что моя фирма будет их вести и можно будет договориться. Он пропустил мимо ушей. Если ты помнишь, мы с ним с октября-месяца не встречались. Я готовил ряд предложений, в том числе по "Энергоальянсу". Даже тебе говорил, что ребята готовы отдать две трети», — говорит Платон. 

Яралов настаивает и отвечает Платону, что «он» [Плахотнюк] против афер с государственными предприятиями. «Слава, я тебе говорю, что у него всегда был подход, вспомни, с самого начала разговора: страна, госпредприятия, никаких "зэхеров", пожалуйста. Поэтому какие 2/3? Ну, бл*... Для него это нонсенс.  Ещё раз говорю: я не пытаюсь вклиниться, кто прав, кто виноват [в ссоре Плахотнюка с Платоном, — прим.], потому что это как с курицей и яйцом...», — сказал Яралов.

Дальше приближенный лидера Демпартии советует Платону не нарушать закон и порадоваться тем деньгам, которые предприниматель может получить с продажи акций MAIB. 

«Я продолжу разговор о том, что человек уязвим, активы есть. Самое главное, что я выскажу свое мнение. <...> У меня есть ощущение, что ты реально готов остановиться, ничего не делать против него и тебе просто нужен законный, спокойный подход, чтобы ты мог продать активы, пускай по их формуле. Я прочитал сегодня, что они выпустили новые акции. <...> Важно, чтобы эти акции были выставлены и их могли купить нормальные покупатели по адекватной цене. Я для себя понимаю, что это около 60-65% от капитала. И если это все происходит, то ясно, что ты готов восстановиться, и нужно вырабатывать механизм процесса этого взаимозащиты. Один из них: что у тебя тут все равно длящиеся истории. Кроме этого актива есть другие активы, и так далее, правильно?», — говорит Яралов Платону, обещая, что попытается обсудить эту ситуацию, но ничего не может обещать.

«Это хорошая, нормальная, в принципе, ситуация. Хотя, конечно, можно было и лучше сделать, но хрен с ним», — ответил Платон.

Яралов заверил рейдера, что «он» [Плахотнюк] не будет покупать акции MAIB и не будет делать так, чтобы их конечный владелец, Платон, остался ни с чем. Но это, по словам Яралова, зависит от дальнейших действий Платона, «но я с самого начала считал, что возможность вынести деньги дадут».

Платон не согласен с Яраловым: «У меня информация, что деньги будут блокировать. Смотри, на сегодняшний момент я тебе говорю, что никто покупать не будет. Если я не найду кого-то...».

Яралов утверждает, что если будут определенные инструменты, то Платону удастся забрать деньги. По мнению демократа, все не остановится на том, что не находятся покупатели.

«Потому что одно дело — ты молчишь, аннулировали, купили, ты получил деньги [с акций MAIB], все окей. А другое дело — ты уже объявил, и ты в любой момент будешь судить банк дополнительно. То есть, акционер покупает акции банка, который находится под риском большого суда. И ему [Плахотнюку] по поводу акций, может, ничего и не предъявят, но зато он потеряет в банке [имеется в виду, что банки, которые в 2016 году находились под надзором Нацбанка из-за группы акционеров, могли обанкротиться] потом капитал в результате этих судов», — говорит он.

В этот момент от Платона поступает скрытая угроза — он описывает один из возможных сценариев: «Само объявление дает возможность в дальнейшем говорить, что это недобросовестный покупатель [потенциальный покупатель акций MAIB, заблокированных Нацбанком], он знал о проблемах, он знал, что это украденные акции, он знал, что это способ их обелить, все. Он знал, что это все было совершено преступным путем, преступной группировкой».

Дальше они обсуждают возможное развитие ситуации. Платон говорит, что может получить лишь 5 миллионов долларов за акции Moldova Agroindbank, приводя решение комиссии. Яралов отвечает, что «такие вещи должны регулироваться законодательством». В конце Платон говорил, что может привести MAIB к банкротству: «И к чему это меня толкает? Подать в суд на Agrobank, который получит необоснованную выгоду; который просто обворует своих акционеров. <...> Я готовлю массовые иски против Agrobank, но вы должны понимать, что я его обанкрочу. То есть расчищение банковской системы в прямом смысле будет расчищением». 

После этого Яралов перестает отвечать, разговор заканчивается.

Полная запись разговора Вячеслава Платона и Сергея Яралова:

------------------------------------Беседа произошла в 2015 году. Возможно, когда Национальный банк Молдовы обнаружил существование двух акционерных групп в MOLDOVA-AGROINDBANK, которые действовали согласованно и купили значительную долю капитала банка в размере 43,1%, не получив предварительно письменного разрешения Нацбанка. Соответственно, их акции должны были быть отчуждены в течение 3 месяцев, но они не были отчуждены в установленные сроки, а затем аннулированы и выпущены новые.

14 июня 2016 года Стокгольмский арбитраж решил, что Нацбанк «воздержится от последующих шагов» при реализации решения о в качестве «согласования» пакета акций (MAIB). Решение было принято после того, как рейдер Платон привлек в этот спор НБМ.

Согласно тому решению, Республика Молдова (посредством Нацбанка и/или Национальной комиссии по финансовому рынку или любым другим образом) должна в будущем воздержаться от мер, которые предполагают аннулирование акций, пока не будет разрешен судебный спор окончательным решением арбитража.

В документе отмечается, что «в соответствии со ст.16 Закона об инвестициях в деятельность предпринимателя и Закона об арбитраже Республики Молдова, решение арбитража является обязательным»; «решение должно добровольно и безотлагательно исполняться стороной, в отношении которой оно было принято». 

----------------------------------------------В конце 2017 года Арбитражный суд Стокгольма, после того, как НБМ подал на апелляцию, занял сторону Национального банка Молдовы в споре с акционерами Moldova Agroindbank.

Несмотря на все препятствия, которые ставил Платон, подавая в суд, НБМ смог продать акции, которые ранее контролировал рейдер. Таким образом, консорциум, сформированный из Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Horizon Capital в качестве управляющего инвестиционным фондом, созданном известными международными финансовыми организациями: Western NIS Enterprise Fund (основан Конгрессом США через USAID), ЕБРР, Международной финансовой корпорацией (IFC, группа Всемирного банка), Голландский банк по развитию (FMO), Немецкое общество инвестиций (DEG), а также Французское агентство по развитию (PROPARCO) и инвестиционное общество Invalda INVL, зарегистрированное в Литве. Консорциум намерен осуществить предлагаемое приобретение через инвестиционную компанию, специально созданную для этой цели — британскую HEIM PARTNERS. Компания со штаб-квартирой в Лондоне приобрела этим летом 41,09% акций из капитала банка MAIB.

-----------------------------------Тем не менее, для этой тарнзакции потребовались гарантии государства. Тогда власть решила продать акции через третье лицо, то есть государство, чтобы новый владелец получил все гарантии, что Платон больше не будет пытаться восстановить деньги.