РУМЫНСКАЯ ОПЦИЯ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»
Последние события мирового и европейского масштаба, уверенно подтверждают приближение решающего и наверняка, не самого желанного для румынской нации момента. Момента возможного выбора между ЕС и США.
Красной нитью, сквозь все румынские проекты, национальные стратегии, предвыборные программы и внешнеполитические заявления, (многие из которых написаны автором этих строк) проходит известная триада: США, НАТО, ЕС. Никто не оказался в состоянии предположить, что выбор между про-американизмом, и соответственно, евроатлантизмом и франко-немецким проевропейством, когда-либо вообще настанет, и что случится это так скоро.
Во все времена, Румынское государство успешно балансировало на этом направлении, удачно нивелируя приоритеты глав различных ведомств, будь то внешнеполитическое, безопасности и особенно вооруженных сил, впрочем, как и по другим направлениям. Без осечек действовал этот слаженный механизм и в плоскости отношений с Россией: для поддержания равновесия, любой актер, с явными пророссийскими симпатиями, появлявшийся на политической сцене, моментально получал своего оппонента: сильную личность с глубокими знаниями и опытом, в данном направлении, этакого скептика и одновременно реалиста в столь деликатной для нас теме.
Более того. Румыния, всегда предвосхищала подобные события и успешно тормозила поползновения к таким отношениям, еще на стадии консультации со стратегическими партнером, союзниками, европейскими партнерами. Любые проявления активности, связанные с Россией, рассматриваются, лишь в случаях твердой уверенности в собственных позициях и наличия солидного багажа неоспоримых аргументов (а лучше аксиом). Эти приоритеты, при неблагоприятной ситуации, помогут не скатиться до колоссальных жертв, ради решения определенных вопросов.
На самом деле, с Россией, невозможно разговаривать стоя на коленях. При таком раскладе, придется лишь принимать диктуемые ей условия.
Сегодня же ситуация приобрела более серьезные очертания. На европейском уровне все чаще говорится о сотрудничестве с Россией, о том, что этого необходимо добиваться любыми путями, некоторые поговариваю даже о «смене союзников», от евроатлантизма к евразизму, На императив данного курса, серьезнейшим образом повлияет возможный приход Дональда Трампа в Белый Дом. При таком раскладе, уже рассматривается и некий план «В», предполагающий смену стратегического партнерства в сторону Германии.
Все споры в отношении Европейских Вооруженных сил, возможной независимости Председателя Европейской Комиссии, дискуссий на тему спасения Европы, сквозь призму конформизма и брюссельского центризма, или возможный прогиб в сторону четкого франко-немецкого стратегического направления, все эти выпады и передергивания предсказывают пик предположительного выбора между США и ЕС, на самое ближайшее время. Венцом абсурдности, за спиной евроцентризма вырисовывается полное отсутствие защиты восточного фланга, евразийские инициативы Путина, различного вида предложения и торги, основанные на слабости Европы перед Россией, или явный раскол Европы на новую, и старую на евроатлантиков и евроцентристов - активных приверженцев союза с Азией. Однако сегодня, Новая Европа это, не что иное, как страны Восточного Фланга, северные соседи плюс Великобритания.
С другой стороны, такой же опасной кажется точка зрения, поддерживающая евроскептиков и националистов, на фоне полного безразличия к ее решению на внутриевропейском уровне. Здесь вырисовывается полное отсутствие лидерства и способности поиска антикризисных мер. Примечательно лишь то, что безоглядная евроатлантическая направленность, состоит строго из европейских составных, и «тупо» отвергает евроскептицизм, изолированный национализм или любого вида популизмы, именно так, как отрицает и раскол Европы на альтернативные проекты.
Западный мир, если он действительно желает контроля развития России, и мониторинг других глобальных проектов, должен де факто придерживаться последовательности и единства. Если этого принципа станет придерживаться весь мир, тогда евроатлантическая ориентация, совместные договоренности и действия, слаженность во всем, а не частные решения, естественно финансируемые и полученные от выгод российского рынка, явятся решением настоящего вопроса. Запад уже не раз преодолевал кризисные ситуации, спокойно и последовательно, приспосабливаясь, потому что присущие ему ценности, демократия, права человека и открытость общества располагают к результативным решениям в любых вопросах. В отличие от авторитаризма, упрямства, принципа железной руки и идеологического маккартуризма, ведущих лишь к накоплению проблем, которые рано или поздно, но придется решать. К сожалению, такой путь опасен не только внутригосударственными возмущениями, но и катаклизмами иного уровня, способными, в итоге, уничтожить весь мир.